Close

01.09.2021

Добросовестность – конкурентное преимущество бизнеса

Как сервисы сайта ФНС России позволяют оценивать риски налогоплательщика и избегать излишних проверок

О том, как строится контрольно-надзорная деятельность налоговых органов в условиях развития цифровой экономики, рассказывает начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС России по г. Москве Станислав Сёмин.

– Станислав Юрьевич, расскажите,  пожалуйста, о том, как идет процесс внедрения налоговыми органами цифровых технологий.

– Рост цифровой грамотности населения и доступность электронных устройств привели к тому, что налогоплательщик желает решать свои вопросы с минимальными затратами сил и времени. Это совпадает с приоритетными задачами, стоящими перед Федеральной налоговой службы. Среди которых – модернизация, предусматривающая реинжиниринг бизнес-процессов, централизацию информационных ресурсов и вычислительной инфраструктуры, максимальную автоматизацию бизнес-процессов.

ФНС России строит новые системы на базе самых передовых технологий. Сегодня электронные сервисы на сайте ФНС России nalog.gov.ru охватывают все категории налогоплательщиков, позволяют им получить полный спектр информации, услуг и возможность уплаты налогов в любой точке земного шара в режиме 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

– Как их могут использовать налогоплательщики?

– На сайте nalog.gov.ru для субъектов предпринимательства размещено свыше 50 сервисов, функционирующих на кейсовой основе. Налогоплательщики могут использовать их для самостоятельной оценки рисков ведения бизнеса при заключении договоров с контрагентами. Кроме того, они позволяют оценивать риски непосредственно самого налогоплательщика, а также возможность соответствующего налогового контроля, предусмотренного в таких случаях главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

– Что входит в понятие налогового контроля?

– Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством проверки данных учета и отчетности, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов и страховых взносов, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Основная и наиболее эффективная форма контроля – это выездная налоговая проверка. Так, с целью создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

– А как налогоплательщики могут самостоятельно оценивать налоговые риски?

– Данная Концепция позволяет налогоплательщикам самостоятельно оценивать риски, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. С этой целью установлены 12 основных рисков. Их можно определить с помощью сервиса «Прозрачный бизнес» на официальном сайте ФНС России.

– Какие преимущества дает сервис  «Прозрачный бизнес»?

– Информационный ресурс «Прозрачный бизнес» включает сведения, которые нельзя причислить к налоговой тайне, такие как:

– основные сведения о налогоплательщике, такие как наименование организации, идентификационный номер  налогоплательщика (ИНН), ОГРН, вид деятельности, адрес организации, сведения об уставном капитале;

– сведения о наличии задолженности (свыше 1000руб.) по уплате налогов и сборов, которая направлялась на взыскание судебному приставу исполнителю;

– сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

– сведения о непредставлении налоговой отчетности более года;

– сведения о налоговом правонарушении;

– информация об участии организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;

– информация о применении организацией специальных налоговых режимов;

– информация об участии организации в консолидированной группе  налогоплательщиков;

– сведения о среднесписочной численности работников организации;

– сведения об уплаченных налогах и сборах в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

– суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

Сервис «Прозрачный бизнес» аккумулирует информацию о деятельности фирмы, что позволяет более точно определить добросовестность контрагента и оценить возможные затруднения в сотрудничестве. Так, сведения о представленных налогоплательщиком документах для государственной регистрации отображаются в разделе «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации». Используя этот сервис, можно отследить миграцию, реорганизацию или ликвидацию контрагентов.

– Какие вопросы помогает решить раздел «Дисквалификация» сервиса «Прозрачный бизнес»?

– При принятии налогоплательщиком решения о заключении договора с контрагентом также необходимо удостоверится в наличии прав подписи в документах должностных лиц. Решить данный вопрос поможет раздел «Дисквалификация» сервиса «Прозрачный бизнес» или отдельно функционирующий сервис «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц».

Данные о дисквалифицированных должностных лицах можно получить, введя один из реквизитов – ФИО, дату рождения физического лица или наименование организации. При отсутствии введенных данных выдается весь спи сок записей, внесенных в реестр дисквалифицированных лиц.

Кроме того, в данном ресурсе отражается основание для дисквалификации конкретного физического лица. В первом случае физическое лицо дисквалифицировано за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В последних двух случаях физические лица дисквалифицированы из за административного правонарушения по непредставлению сведений о юридическом лице в налоговый орган.

– Наличие каких сведений может свидетельствовать о недобросовестности контрагента? Есть ли возможность проверить такую информацию?

– Исследование информации об адресе государственной регистрации контрагента необходимо в большей степени для самого налогоплательщика, т. к. наличие записи в ряде случаев позволяет предположить, что контрагент не имеет намерения исполнять обязательства по договору, т.к. не располагает ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору или просто скрывает свое местонахождение от налоговых органов и возможных претензий обманутых им налогоплательщиков.

Найти сведения о «массовых» адресах можно, введя определенный адрес или выбрав его из списка.

Необходимо обратить внимание, что адресом государственной регистрации может быть адрес, по которому располагается, например, торговый или бизнес-центр.

Если в адресе, помимо дома и корпуса, указана квартира, то данное здание соответственно представляет собой жилой дом. Наличие данной информации в совокупности с иной информацией может свидетельствовать о недобросовестности контрагента.

Информация о физических лицах, являющихся так называемыми «массовыми» учредителями и руководителями, содержится в разделе «Участие в нескольких юридических лиц» сервиса «Прозрачный бизнес».

Наличие в данном разделе записи о должностном лице вашего контрагента может свидетельствовать не только о сомнительности организации, но и невозможности выполнения обязательств по договору.

Для подтверждения полномочий руководителя контрагента следует, по возможности, организовать личную встречу и запросить копии правоустанавливающих документов, а также подтвердить личность руководителя с помощью документов, удостоверяющих его личности.

– Как налогоплательщик может снизить шансы проведения выездной налоговой проверки?

– Использование сервисов на официальном сайте ФНС позволяет определить налоговые риски и у себя, и у контрагентов – это существенно понижает шанс проведения в отношении организации выездной налоговой проверки.

Следует отметить, что основная цель нашей службы – создание среды, в которой добросовестность налогоплательщика становится его конкурентным преимуществом. Поэтому выездная проверка – не приоритетная задача налоговых органов. Напротив, налоговыми органами активно осуществляется взаимодействие с налогоплательщиками по устранению рисков совершения налоговых правонарушений до назначения выездной налоговой проверки, о чем свидетельствует установившаяся на протяжении последних десяти лет – с 2010 по 2020 гг. – тенденция к снижению количества выездных налоговых проверок более чем в 4,4 раза.

x
Login