Что наша жизнь? Игла!
Как сегодня можно заработать на вышивке
Вышивка во все времена приковывала внимание к себе, хотя долгое время и была прерогативой высокой моды, оставаясь из за своей эксклюзивности и дороговизны недоступной широкому клиенту. Но в последние годы ситуация кардинально изменилась: тренд на кастомизацию, или персонализацию, одежды сделал ее и популярной, и более приемлемой по стоимости:
— Сегодня как никогда много предложений одежды самого разного качества и цены. Как только выходит коллекция от кутюр, ее тут же копирует масс-маркет на более бюджетном уровне. Каждый сезон улицы городов заполняют люди в однотипной одежде. И ее персонализация — единственный выход для тех, кто хочет выглядеть не как все. Это и рождает спрос на вышивку,— рассказывает Зарема Саркисян, мастер машинной вышивки.
— Наряду со специалистами эксклюзивной вышивки появились любители самого разного уровня с расценками, соответственно, на все кошельки.
Решающий довод
На рынке вышивки на равных сосуществуют машинная и ручная вышивка — у каждой свои поклонники, свои преимущества и возможности использования, монетизации в том числе. Ведь помимо кастомайзинга сегодня есть спрос и на вышитые картины — от портретов по фото до православных икон, вензеля, инициалы и прочий эксклюзив для домашнего текстиля, а также всевозможные виды шевронов, бейджей, нашивок и логотипов для униформы или корпоративной сувенирной продукции.
— Рукоделие всегда было и моей страстью, моим «ресурсным колодцем» как говорят психологи, — рассказывает Зарема. — В детстве это одежда для кукол, в юности вышивка крестиком и кастомайзинг вещей для себя и друзей. После 6 лет декрета я поняла, что выходить обратно в сферу финансов не хочу, стала искать, с чем связать свою жизнь. Осознала, что всегда обращала внимание на вышивку, ручную и машинную, но в ручной вышивке меня отталкивало большое вложение времени и сил в единичный результат без возможности точного повтора. А с машинной вышивкой у меня вышло точно по Конфуцию: я выбрала себе работу по душе и мне не пришлось работать ни один день. Это стало увлечением, отдыхом и вдохновением! Ведь создание красоты своими руками, причем красоты, которую при желании или необходимости можно стопроцентно воспроизвести, не может не вдохновлять. Было решено купить вышивальную машину.
Запас и задел
Даже беглое знакомство с миром вышивки показывает, насколько сегодня эта сфера развита и технически, и технологически. Желающим здесь развиваться нужно ориентироваться на свои возможности и предпочтения: любителям ручной вышивки для старта необходим лишь минимальный набор — пяльцы, нити, иглы, камни и фурнитура. И огромный запас усердия и усидчивости. А вот тому, кто выбирает вышивку машинную, необходима как минимум сама машина. Одноигольчатая швейно-вышивальная машина стоит в пределах 50–100 тысяч рублей. Тем же, кто изначально закладывает выход на серьезные объемы, потребуется одна из промышленных многоигольчатых моделей. К примеру, тот, кто подумывает об открытии небольшого ателье или студии, обычно сразу выбирает одно- двухголовочные промышленные образцы. Их стоимость начинается от полумиллиона рублей.
— Свой поиск я начинала с просмотра и сравнений моделей бытовых одноигольчатых машин, но муж, видя мой энтузиазм и серьезный настрой, посоветовал сразу их отфильтровать, зная, что я быстро перерасту их возможности: надо сразу брать то, что и по качеству, и по скорости лучше, — говорит Зарема. — И действительно, характеристики промышленных многогоигольчатых моделей — размер поля вышивки, отсутствие необходимости постоянно менять нить при многоцветном дизайне, качество промышленной сборки по сравнению с бытовой говорили сами за себя. В итоге остановила свой выбор на одноголовочной 10 игольчатой вышивальной машине фирмы Ricoma, о чем до сих пор не жалею. Но уже засматриваюсь на многоголовочную…
По законам Шредингера
Хотя покупка качественной машины — это примерно половина успеха. «Нажал кнопку и она сама все сделает» — не про этот бизнес. Любая машинная вышивка подразумевает колоссальную подготовительную работу, где создание программы — один из основных моментов. Именно правильно составленная программа дает 50 процентов качественного результата. Остальные 50 делят между собой правильная технология подготовки материала и настройка машины.
Качество программы оценивают по нескольким критериям: непрерывность вышивки — чем меньше обрезок и смен нити, тем быстрее идет процесс и тем чище изнанка, что так же указывает на качество исполнения. Плюс меньше нагрузка на саму машину. Правда, в сети немало готовых дизайнов, но:
— Вышивка такого дизайна подобна эксперименту с котом Шредингера: хорош он или нет, станет ясно лишь после того, как его изготовишь. Результат никак не зависит от оператора машины, но потратить на него время и материалы придется, — делится опытом эксперт. — Поэтому для того, чтобы гарантировать результат любой своей работы даже с самым невероятным дизайном, я сразу же решила, что необходимо будет учиться программированию.
Еще один гарант качественной вышивки — технология подготовки ткани. Для того, чтобы вышивка легла ровно, не стягивая или, напротив, растягивая изделие, необходимо учитывать структуру и свойства ткани и под каждую индивидуально подбирать стабилизирующие материалы — отрывные или отрезные, тканевые или бумажные, водорастворимые пленки или флизелины, крепящиеся при помощи утюга или при помощи спрея временной фиксации. Все это возможно понять только экспериментальным путем, подстраиваясь под каждый вид ткани и дизайна.
Немалую роль в этих процессах играет и настройка самой машины. Этот процесс начинается с долгого и подробного знакомства с ней, а затем пре вращается в ежедневное обслуживание, включающее ее про чистку и смазывание.
Погружение в профессию
Как все это освоить простому человеку? Зарема начала с онлайн-образования: изучала форумы и инструкции, смотрела уроки на Ютюбе. Все это оказалось малоэффективно — для изучения всех нюансов сложной вышивальной программы требовался профессиональный наставник. Оказалось, что несмотря на большое количество игроков на этом рынке, серьезную оффлайн подготовку предлагала лишь Ярославская вышивальная фабрика. Одно из крупнейших предприятий в Европе, специализирующееся и на ручной, и на машинной вышивке, оно выступает и как дистрибьютор оборудования, программного обеспечения и вышивальных нитей.
— Это настоящий минигородок с цехами, офисным и обучающим центрами, складами и гостевым домом, — рассказывает Зарема. — У меня не было времени на раздумья: очередь на обучение большая, но когда я приехала знакомиться с фабрикой, оказалось, что один из учеников заболел. Это был шанс — я тут же заселилась в гостевой дом и уже на следующее утро приступила к занятиям.
Обучение на Ярославской вышивальной фабрике — это двухнедельный интенсив с полным пансионом. Ежедневные индивидуальные занятия с преподавателем, причем по программе, учитывающей специализацию ученика — кто то приехал, уже занимаясь иконописью, кто то — вышивкой на белье. Уроки с девяти утра и до семи вечера — полный рабочий день с перерывом на обед и двумя выходными, с домашними заданиями и ежедневной практикой на машине. В общем, тотальное погружение в профессию без отвлечения на быт и социум. По окончании обучения выдается сертификат и бонусом огромный пакет с пробниками стабилизаторов и картой нити — отличное подспорье для начинающих.
Рамы и рамки
Дальнейшая деятельность новичка напрямую зависит от многих факторов — его финансовых возможностей и времени, которое он собирается уделять вышивке. А главное — его страсти к этому делу.
— Если уже есть ателье по пошиву одежды или небольшое рекламное агенство, то внедрение в предлагаемые услуги машинной вышивки кажется абсолютно логичным, это потребует только вложения в машину и дизайнера, которым может стать и сам владелец, — поясняет Зарема. — Ведь разовые единичные вышивки рентабельны, если использован или несложный дизайн, или он подобран из готовых вариантов, созданных ранее. Стоимость же заказа со сложной вышивкой только для конкретного клиента складывается из стоимости программы дизайна и самой вышивки. А такая программа зачастую значительно дороже самой вышивки. Именно поэтому, как уже говорила, я посчитала для себя обязательным изучение вышивальной программы.
При этом многие частные мастера, особенно с бытовыми одноигольчатыми машинами, работают в домашних условиях. Но для многоигольчатой модели, даже одноголовочной, потребуется как минимум отдельная комната — помимо техники необходимо хранить расходные и подручные материалы, установить стол для до и постобработки и гладильную доску, необходимую как для работы со стабилизаторами, так и отпаривания готовой вышивки. Понятно, что вариант с отдельной комнатой в обычных условиях с уже налаженным бытом — вариант малореализуемый. А ведь со временем наверняка понадобятся рама для увеличения поля вышивки, столик для поддержки пялец, пяльцы 8 в 1, дающие большую свободу в работе с маленькими участками, прижимные пяльцы для работы с обувью, рюкзаками и сумками, ленточные пяльцы. Конечно, и без этих вещей работать можно, но каждая из них раздвигает и творческие рамки, и возможности для на несения вышивки.
Ставки на сбыт
Рынок сбыта сильно зависит от того, какое количество изделий способно предложить производство. Это определит и целевую аудиторию, и пути ее привлечения — будет ли это канал в «Инстаграме», Etsy, Wildberries, «цыганская почта» или пакетные предложения компаниям и выставки. Понятно, что на старте мало кто может похвастаться возможностями той же Ярославской фабрики, и нет смысла рассчитывать на таких же клиентов. Но таким большим игрокам не выгодны маленькие партии, они, как правило, не берут индивидуальные заказы — на это и нужно делать ставку малому бизнесу.
— Рамки в нашем бизнесе ставят только фантазия и спрос, — поясняет Зарема. — Вышить можно что угодно и на чем угодно, поэтому лучше выбрать более узкую специализацию, например, кастомайзинг массмаркет вещей — украшать толстовки и майки, предлагать элитный текстиль или вышитые бейсболки. Направлений очень много, так как, в отличие от западных коллег, мы еще в начале пути. Если говорить о себе, то моя жизнь тесно связана с миром российского вина, поэтому моя целевая аудитория — это наши винодельни, которые я обеспечиваю качественной вышивкой. Это фартуки, скатерти, салфетки, мешочки для вина, шопперы, нашивки и прочие изделия, которые помогают представить их бренд в лучшем виде. Но это не единственное направление. Я регулярно экспериментирую с тканями и техниками — в этом проявляется и моя любовь к необычным вещам, их изменению, приукрашиванию и перекраиванию для себя и людей вокруг. И если многие мастера со временем определяются со своим стилем и направлением, то я продолжаю поиск: вышивка — моя страсть, и мне она интересна во всем ее разнообразии.
Больше работ Заремы Саркисян — в ее «Инстаграме»: @Zarevna_embroidery