Close

05.11.2018

Бизнесмен третьего класса

Как московский школьник научился зарабатывать на своих увлечениях

Тихону Назарову — десять лет, и свой миллион он еще не заработал. Пока не заработал. Но это для него вполне реальная перспектива. Причем, уже в ближайшее время: и года не прошло, как он запустил собственный бизнес — печать объемных моделей, часть из которых реализует через свой же онлайн-магазин. На одних заказах, полученных за это время, он скопил на личный 3D-принтер.

Скопил, к слову, работая на арендованной технике. А первые свои модели вообще печатал у друзей отца. Дебютировал он символично: не какой‑то игрушкой, а клипсой для денег — ее же Тихон сумел первой и продать за 100 рублей. Сегодня, к слову, это один из ходовых товаров из его довольно уже внушительного ассортимента.

От игрушек «Лего» до чемпионских кубков

«Я долгое время увлекался конструктором «Лего» — у меня четыре ящика различных деталей, собирал из них модели. Решил, что их можно продавать. Но продавать было жалко, ведь собирать было интересно, но трудно. И второй такой модели у меня больше не будет… И тогда я попал на выставку 3D-печати в технопарке «Калибр», где понял, что смогу печатать 3D-модели самостоятельно», — рассказывает юный бизнесмен.

— Сначала мы учились в Лиге роботов, — начинает свою версию отец Тихона, Павел Назаров. — Где встретили Елизавету Каширину, основательницу школы делового мышления «Кидстарт». Решили попробовать».

— Читала лекцию о пользе предпринимательства для детей, — подхватывает Елизавета Каширина. — Рассказывала о международных практиках предпринимательства, собственной методике развития делового интеллекта. Дети в современном цифровом мире хотят созидать и быть полезными: создавать роботов, кожаные браслеты, открыть сервис для грызунов или игровую. На занятиях провожу тесты на определение типов интеллекта. Даю персональные рекомендации по развитию талантов ребенка. После этого ко мне подошел Павел и сказал, что им с сыном было бы интересно это попробовать.

— Я просто вспомнил о своей проблеме: даже к окончанию школы я не знал, чем мне заниматься дальше, и не хочу, чтобы при сегодняшних возможностях Тихон столкнулся с такой же проблемой. Я хочу, чтобы у его занятий была и творческая составляющая, и деловая, — говорит папа Тихона.

Проект «Собирайкин» появился через год занятий в «Кидстарт». За это время Тихон научился считать бюджет, узнал, что такое деньги. Через три месяца после начала обучения — распределять свое время и расставлять приоритеты.

Магазин в Инстаграме @sobiraikin открылся в январе 2018‑го. И это до сих пор его основной канал продаж. А вот заказчики из ВКонтакте и Фейсбука приходят крайне редко.

Магазин работает просто: Тихон мониторит сеть и распечатывает понравившиеся модели больше из интереса. Удачные формы выкладывает в Инстаграм: кому понравится — покупайте! Доступная, вдвое ниже рыночной, цена.

Стоимость модели он высчитывает из своих трат на пластик — катушка стоит 1100 руб. Тихон продает грамм за 15 руб. — купил специально кухонные весы для взвешивания моделей. К слову, в профессиональной студии стоимость грамма стартует от 30 рублей. А цены в «Собирайкине» по карману даже школьникам. Но, тут же замечает бизнесмен, в его школе торговать запрещено. Хотя о его стартапе знают многие, и некоторые ему откровенно подражая, пытаются также открывать свои бизнесы.

Я не хочу, чтобы Тихон столкнулся с той же проблемой, что и я — после школы я не знал, чем мне заниматься», — рассказывает менеджер Павел Назаров.

Кто у него покупает?

В основном, говорит Назаров-младший, неизвестные ему люди. Кому‑то нужна подставка под мобильный, раз из Великого Новгорода попросили сделать череп-светильник — пришлось дополнительно заказывать светодиоды. Летом технополис «Москва» заказывал у Тихона кубок для победителя благотворительного чемпионата по мини-футболу. Он не только распечатал его, сделав памятную надпись, но и раскрасил затем вручную «под золото».

Как‑то пришел сосед — тот приобрел старый «мерседес» 80‑х годов, а у него оказалась потеряна заглушка для фары. Тихон нашел изображение модели в каталоге и распечатал ее для раритетного авто. А свой первый корпоративный заказ — 135 медалей для фитнес-клуба из… Казахстана, он печатал пару недель, чтобы успеть в срок: они были нужны к финалу соревнований. Потом еще всей семьей привязывали ленточки…

Учиться, печатать и еще раз учиться

Печатая, Тихон учится — так, делая на заказ фигурку Грута из «Стражей галактики», ему пришлось изрядно постараться, имея дело с пластиком, на 40 процентов состоящим из дерева. Материал оказался очень капризным и сложным в работе. Но чтобы основательно разобраться в тонкостях моделирования и 3D-печати, записался на курсы. «Нагрузка у него немалая, — замечает Назаров-старший. — Помимо моделирования и бизнес-школы, есть занятия английским и плавание». Но Тихон этому только рад: «Я все успеваю — на «Собирайкина» в день я трачу час-два, по вечерам, когда сделаны все уроки. Обычно в это время придумываю посты о своих моделях для соцсетей и выкладываю их».

Правда, признается он, на игры теперь у него нет времени. Ради «Собирайкина» он отказался от видео­игр и аниме: с одной стороны, детство вроде уходит, с другой — растет ответственность: заработанными деньгами он делится с родителями. «К тому же на видеоиграх не разбогатеешь!», — добавляет юный бизнесмен. Бухгалтерия проекта складывается из четырех частей: одну он тратит на безделушки, вторая идет на покупку пластика для печати, третья — родителям, а что остается, кладет в банк — для этого у него есть персональная карточка. Подзаработав денег, Тихон собирается купить более мощный 3D-принтер.

К тому времени, надеется он, появятся и более совершенные модели. «Сегодня принтеры капризны, как младенцы», — замечает Тихон. Ему, кстати, есть с чем сравнивать — его сестренке исполнилось три года. Когда она подрастет, то он поможет ей сделать свой проект «Собирайкина».

А пока Тихон одержим идеей разобрать коптер и вставить его двигатель в танк. Танк он напечатает на принтере. О том, насколько это реально — поедет ли бронетехника с такой начинкой, они до сих пор спорят с отцом.

Семья. Павел Назаров во всем находит общий язык со своим сыном Тихоном, однако на выборе его увлечений и тем более будущего не настаивает. Фото: Юрий ГУШАН

Семья. Павел Назаров во всем находит общий язык со своим сыном Тихоном, однако на выборе его увлечений и тем более будущего не настаивает. Фото: Юрий ГУШАН

Печать 3D-моделей — не единственная идея. К прошлому летнему сезону Павел и Тихон придумали и выпустили творческий набор — серию авторских футболок с черно-белым логотипом «Собирайкина». Роспись рисунка акриловым красками. Свобода и творчество в комплекте. «Мы бываем на выставках, посвященных 3D-принтингу. Тихон постоянно загорается новой идеей: печать шоколадом, выжигание моделей», — говорит Павел. — И если в будущем Тихону станет интересно что‑то еще — не буду настаивать, чтобы он занимался только принтингом. Почему бы не попробовать что‑то новое? Тем более, что «зарабатывать» у нас — не ключевое слово. Главное — делать что‑то полезное, чтобы это вызывало…»

— Улыбку! — перебивает мальчуган. Сам он думает в будущем сделать полноценный интернет-магазин. А после школы… тоже заниматься бизнесом!

«Магазин печати 3D-моделей на заказ «Собирайкин» — развитие пространственного мышления, обучение деловым навыкам. Детский стартап — семейное дело. Сплачивает родителей, приносит дополнительный доход. Ребенок чувствует собственную полезность, растет над собой», — заключает Елизавета Каширина.

Cегодня принтеры капризны, как младенцы», — Тихон Назаров

В предприниматели — со школьной скамьи

«Деловые субботы с экономическим уклоном» — это цикл занятий для детей и их родителей, на которых они могут больше узнать о том, как известные бизнесмены добились успеха: с чего начинали и как развивали свои проекты, какие знания помогали им в работе, а чему пришлось учиться заново.

О том, как лучше всего организовать свое дело в условиях большого города — какие возможности дает мегаполис и какие сервисы предлагает, как грамотно найти помещение и наладить отношения со всеми службами.

Здесь в игровом формате научат разбираться в мире финансов и ориентироваться в различных сферах экономики. Помогут понять, что такое настоящая конкуренция и работа в команде. Любой желающий сможет развить свои предпринимательские навыки и навыки выступлений. А в целом — весело и с пользой проведет время с семьей в инновационном павильоне ВДНХ «Умный город»!

Организатор «Деловых суббот с экономическим уклоном» — Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Место проведения — «Умный город», павильон № 461, ВДНХ.

На все мероприятия вход свободный, но необходима регистрация.

Подробности — на сайте http://mos-tender.com / business-saturday

Советы по развитию экономической грамотности у ребенка от преподавателя проекта «Деловая суббота», основателя школы делового мышления для детей «Кидстарт» Елизаветы Кашириной:

Возраст 3‑6 лет. Время накоплений. Копилка-сейф превратит накопления в увлекательную игру. Две банки «копить» и «тратить» помогут освоить тактику доходов и расходов.

Возраст 5‑8 лет. Учимся зарабатывать делами. Расскажите ребенку о профессиях юриста, кондитера, дизайнера. Объясните, за какую работу люди получают оплату. Придумайте 1‑2 дела, которые ребенок выполнит за небольшую плату. Положите заработанное в копилку.

Возраст 6‑10 лет. Тратим деньги на необходимое. Дайте небольшую сумму на покупку продуктов из списка. Объясните разницу между дорогими и дешевыми товарами. Попросите выбрать в магазине небольшой подарок для друга или родственника.

Возраст 7‑11 лет. Что такое выгода? Узнайте, какие вещи ребенок хотел бы купить. Набор «Лего» станет целью накоплений. Гироскутер поставит родителей в тупик. Предложите оплатить одну покупку, а самому накопить на вторую.

Возраст 11‑13 лет. Считаем бюджет. Помогите ребенку организовать праздник. Подготовьте список необходимых покупок. Спросите, что ребенок хотел бы в него добавить. Объясните, как принять правильное решение, купив подарки, исходя из бюджета.

Возраст 14‑17 лет. Как правильно инвестировать накопленное? Расскажите ребенку о важности образования. Объясните, как оно поможет заработать деньги в будущем. Покажите примеры разных образовательных программ и курсов. Объясните разницу в стоимости. Покажите собственный пример в накоплениях. Расскажите о разных счетах и накопительных программах. Поговорите о профессиях, возможности персонального роста.

x
Login