Close

27.05.2017

Бизнес под снос

Как программа реновации затронет предпринимателей, и что делать собственникам нежилых помещений в домах, которые снесут

Программа реновации, под которую попадают 4,5 тысячи домов по всей Москве, затронет не только жителей, но и предпринимателей, которые обосновались на первых этажах и в подвальных помещениях. Для многих это станет существенным ударом по бизнесу.

По словам главы Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Владимира Платонова, непосредственно под программу попадает не так уж много предпринимателей: около 1,5 тысяч собственников нежилых помещений и 400 арендаторов у города. Что с ними будет происходить дальше, судить еще рано. На вопросы о том, куда, кто и когда будет переезжать, нельзя дать ответ, пока не будут известны результаты голосования по домам, да и все необходимое законодательство еще не принято.

Особую роль сыграет то, что у города раньше не было опыта работы с собственниками нежилых помещений в рамках программы по обновлению ветхого и аварийного жилья. На что же может рассчитывать предприниматель, если его магазин, салон красоты или сапожную мастерскую снесут?

Ну, по крайней мере, у разбитого корыта он точно не останется — это гарантирует статья № 8 закона «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав при осуществлении реновации жилищного фонда в Москве», в которой говорится о том, что собственник нежилого помещения имеет право на возмещение в форме денежной компенсации или предоставления равноценного помещения.

Цифры: Под программу попадает 1,5 тысячи собственников нежилых помещений и 400 арендаторов у города.

Тут терминология очень важна: в случае с нежилыми помещениями (в отличие от жилых) речь идет именно о равноценности — то есть предпринимателям будут предоставляться помещения, сопоставимые по стоимости с его собственностью. Их ценность будет определяться с помощью, вероятно, кадастровой оценки; для обеспечения беспристрастности экспертизы собственник может привлекать независимых экспертов.

Глава МТПП дает собственникам один совет — собирайте документы. Если хотите, чтобы ваша недвижимость была оценена по достоинству, у вас должны быть документальные подтверждения того, что вы вкладывали в нее деньги. Начинайте собирать чеки сегодня, а лучше вчера. Каждый случай будет рассматриваться индивидуально, а доказывать свою правоту можно будет вплоть до суда.

Еще одно важное отличие от жилых помещений: никто не гарантирует, что предприниматели получат помещения в том же районе. Тут власти, вероятно, руководствуются поговоркой о том, что где‑то убыло, а где‑то прибыло: да, неизвестно, где окажется выделенное помещение, зато в случае получения места в новом доме (в которых первые этажи строятся нежилыми и гораздо лучше подходят для бизнеса) есть возможность стать важной частью инфраструктуры района. Тут уже каждый решает сам, что ему важнее.

Важно: Никто пока что не гарантирует, что предприниматели получат помещения в том же районе.

В целом, ситуация довольно неясная, но для тех, кто лишь арендует помещение в предназначаемой под снос пятиэтажке, дела обстоят еще менее радужно. Город работает и имеет обязательства только перед собственниками. Все вопросы будут решаться в плоскости арендодатель-арендатор, скорее всего, посредством расторжения договоров.

Общественное голосование по реновации, на котором будет решена окончательная судьба домов, закончится 15 июня, все необходимое законодательство, по словам Платонова, будет принято до конца лета, а реализация самой программы может затянуться на 3‑4 года. Тем не менее, если вы предприниматель с собственностью в доме под снос, готовиться к будущему надо начинать прямо сейчас.

x
Login