Бизнес арендует у города
Пошаговый алгоритм, контакты, советы экспертов
Арендовать помещение под офис, магазин или производство у города, как правило, выгоднее. Но важно четкое понимание всей цепочки действий – от сбора информации до оформления пакета документов и участия в торгах. Инвестиционные консультанты ГБУ «Сервисный центр 44» рассказывают, как грамотно пройти путь от поиска помещения до заключения договора аренды.
Чем выгодна аренда у города
При аренде помещений у города договор заключается сроком на 10 лет, а в некоторых случаях на 49 лет (для детских образовательных учреждений при наличии ряда условий). Все это время арендная ставка индексируется только на ставку инфляции, утвержденную постановлением Правительства Москвы.
Ставки по программе льготной аренды помещений, рассчитанной на субъекты МСП, начинаются от 4,5 тысячи рублей / квадратный метр в год, а за подвальные помещения и цокольный этаж – от тысячи.
Законодательством Москвы разрешена сдача до 50 процентов арендуемых помещений в субаренду. А это – дополнительный доход. Но вы обязаны заблаговременно уведомить арендодателя и учесть, что с момента сдачи части помещений в субаренду ставка аренды вырастет для вас на 5 процентов.
Через три года предприниматель может выкупить арендуемое помещение, если у него не было просрочки платежей, он не делал перепланировки и использует помещение по назначению, в соответствии с видом деятельности, заявленным в договоре.
Наиболее востребованы индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом помещения площадью от 100 до 300 кв. м. В них обычно размещаются кафе, продуктовые магазины, салоны красоты.
Где искать информацию о помещениях под аренду и как договориться об осмотре
Подробная информация об объектах недвижимости, в том числе и предлагаемых по льготным ставкам, содержится на инвестиционном портале Москвы investmoscow.ru: фото, площадь, месторасположение, срок аренды, стартовая цена объекта, дата и время начала проведения торгов. Чтобы посмотреть объект, регистрироваться не нужно.
Можно посмотреть помещение и «вживую».
Для этого нужно заполнить соответствующую заявку на инвестиционном портале Москвы или на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике. Приходить на осмотр одного и того же помещения можно несколько раз. Дата и время предварительно согласовываются со всеми заинтересованными сторонами, на просмотрах могут присутствовать несколько претендентов на объект.
По всем вопросам, связанным с арендой городского имущества, обращайтесь в ГБУ «Сервисный центр 44» – информационный киоск «Ваш инвестиционный консультант») работает по будням с 8:30 до 19:00. Телефон: 8‑499‑652‑60‑25. На сайте ГБУ «Сервисный центр 44» можно заказать обратный звонок.
Что нужно для участия в торгах
Арендовать принадлежащее городу помещение можно только, приняв участие в торгах. В них должно принять участие не менее двух претендентов на объект недвижимости, иначе торги отменяются. Для участия в торгах нужно подать заявку в Департамент города Москвы по конкурентной политике и собрать документы. Юрлицам необходимо предоставить: оригинал или заверенную нотариусом выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; выписку уполномоченного органа юридического лица о том, что он одобряет совершение сделки.
Индивидуальные предприниматели предоставляют оригинал или заверенную копию выписки из Единого государственного реестра ИП, физлица – копию удостоверения личности. Предоставить документы можно в электронном виде: просто зарегистрируйтесь на инвестиционном портале и загрузете нужные файлы.
Для участия в торгах понадобится внести задаток – половину годовой арендной ставки. Эти средства замораживаются на инвеспортале в личном кабинете предпринимателя. Если по окончании торгов участник не стал или победителем, задаток возвращается. Деньги можно вывести с торговой площадки на свой расчетный счет или перенаправить в качестве обеспечения для участия в других торгах.
В торгах
При победе в аукционе необходимо подписать протокол проведения торгов, договор аренды и написать заявление. Если победитель физлицо или ИП, то в договоре прописывается Ф. И. О., дата рождения, паспортные данные, ОГРНИП, адрес регистрации и места жительства, адрес арендуемого помещения, стоимость аренды (назначается по результатам торгов), сроки аренды, цели использования, адрес регистрации и места жительства представителя. Когда договор аренды заключает юрлицо, необходимо указать его наименование (в соответствии с учредительными документами), организационно-правовую форму, Ф. И. О. руководителя, паспортные данные представителя (уполномоченного лица), ОГРН, юридический адрес, почтовый адрес, адрес арендуемого помещения, адрес регистрации и места жительства представителя.
Арендная плата вносится победителем торгов за первые и последние три месяца. Сумма задатка, внесенная за право участия в торгах, зачитывается в арендную плату.
При заключении договора важно вписать максимальное количество видов деятельности, которые будет вести арендатор. Предприниматель имеет право в уведомительном порядке поставить арендодателя перед фактом, что он меняет вид деятельности. Но такие нюансы лучше предусмотреть заранее – инвестиционные консультанты обращают внимание и на это.
Информационный киоск «Ваш инвестиционный консультант» работает по будням с 8.30 до 19.00 +7 (499)-652-60-25. На сайте ГБУ «Сервисный цент 44» можно заказать обратный звонок
Мнение арендатора
Удобный формат и твердые гарантии
Юлия Савина, индивидуальный предприниматель, основатель сети салонов красоты:
Мы открыли свой первый салон в 2013 году – тогда еще торги проходили не в электронном формате, а как обычный аукцион с табличками. Для меня было принципиально получить аренду именно от города, чтобы спокойно развивать свой бизнес – только этот вариант гарантирует, что не поизойдет внезапного роста арендной платы или собственник не потребует досрочно освободить занимаемые площади. Однако на то, чтобы подобрать подходящее помещение по приемлемой стоимости, у нас ушло три года. Но оно было найдено на Бескудниковском бульваре.
Затем, расширяя свой бизнес, мы участвовали уже в электронных торгах и победили в аукционе на право аренды помещения в Бутово. F через два года было решено подобрать объект поближе к первому салону – он был найден на Дубнинской улице, через дорогу от первого. Нашими конкурентами за этот объект были восемь участников и первоначальная его цена выросла втрое. Это стало большой неожиданностью, однако мне было нужно именно это помещение. А года через полтора снгова планирую участвовать в торгах – сеть необходимо расширять и дальше.
По опыту участия можно сказать, что электронная форма аукциона очень удобна, поскольку не занимает много времени – можно участвовать, практически не отвлекаясь от работы. На всех площадках есть горячие линии, специалисты которых грамотно и четко окажут всестороннюю помощь и дадут совет, что особенно ценно для новичков.
Кроме того, электронная форма делает аукционы полностью открытыми и защищает от разных негативных внешних факторов, включая психологическое давление со стороны опытных участников. Это очень важно для начинающих предпринимателей. При этом новичкам нужно очень внимательно изучать всю документацию по торгам, реально оценивать свои силы и возможности. Нередко для аренды предлагаются помещения, в которых ничего, кроме бетонных полов и стен, нет – нужно предусмотреть траты на ремонт и оборудование таких объектов. Конечно, хотелось бы, чтобы город для таких объектов на время ремонтных работ вводил своеобразные каникулы по выплате аренды.
Алексей Никулин, владелец хостелов:
Мы участвовали в городских торгах по аренде недвижимости дважды – в октябре и ноябре прошлого года, и опередили достаточно большое число конкурентов. На этом мы не останавимся – планируем расширять нашу сеть общежитий, поэтому участвовать в аукционах будем и дальше.
При этом для себя мы уже выработали четкий алгоритм и определили уровень цены, выше которого не видим смысла продолжать борьбу. Дело в том, что многие помещения, выставляемые на торги, требуют еще вложений, и это также нужно закладывать на начальном этапей и не увлекаться повышением стоимости объекта.
Например, нам досталось помещение в здании 30‑х годов, в которое пришлось самим вести канализацию по улице. Возможно, в таких случаях городу целесообразно было бы вводить мораторий на арендные выплаты для предпринимателей на время проведения ремонта.