Close

19.10.2022

Бережный «Макарун»

Как господдержка помогает развивать частную семейную школу

Частную школу «Макарун» на Соколе Лола Шурыгина создала всего за три месяца: проект был запущен в июле 2016 года, а уже в октябре начались занятия в двух классах — первом и втором, заработала «продленка» и кружки занимательной химии и физики, 3D-моделирования и робототехники, текстильная и швейная мастерские.

— Идея школы возникла гораздо раньше, когда моему старшему сыну, а их у меня трое, было всего 4,5 года. К тому моменту мы уже сменили несколько детских садов, и я понимала, что в обычной школе нас ожидают еще большие трудности. Поэтому я хотела дать ему другое образование — современное, бережное, заботливое. Где ученик — ребенок, а не часть системы, — рассказывает Лола.

От убытков до прибыли

Для старта потребовалось 8,75 млн рублей, большая часть из которых — субсидия Департамента науки и промышленности города Москвы на открытие центров детского творчества, а остальная — сбережения семьи Шурыгиных. Конкурс на субсидию Лола выиграла во многом благодаря своему опыту работы с тендерной документацией — ранее она возглавляла консалтинговое агентство. Хотя и этой суммы не хватило — после запуска пришлось доинвестировать еще пару миллионов.

— Сейчас вспоминаю то время и вздрагиваю — только камикадзе мог на такое решиться. Кроме желания и небольшой суммы я ничего не имела: ни команды, ни соответствующих навыков, — рассказывает Лола.

Команду она собирала по объявлениям в соцсетях, учеников — благодаря «сарафанному» радио. Первые полтора года «Макарун» работал в убыток. Прибыльным бизнесом школа стала после того, как был введен дополнительный формат — сад для младших братьев
и сестер уже обучающихся здесь детей.

Четыре «кита» частного образования

Сегодня «Макарун» — это гибрид лучших советских и российских педагогических наработок. К ним прилагается европейский подход: в каждом классе помимо педагога есть тьютор — наставник, который в любую минуту готов поддержать ребенка, посоветовать, направить. Третья особенность этой школы — в рассадке: дети не сидят в затылок друг другу, а объединены в группы, не поднимают руку для ответа, а работают активно вместе — творец учебного процесса здесь именно ребенок, а учитель лишь выступает в роли модератора и проводника знаний.

— Эту методику мы переняли в Сингапуре, и все наши педагоги ее осваивают, — поясняет Лола. — Ведь к нам приходят работать люди, которые искренне хотят заниматься своим делом. Мы приглашаем только высококвалифицированных учителей, которые уже выпустили один два класса, и дообучаем их.

Ну и четвертая особенность «Макаруна» — это упор на так называемые нaвыкoвые пpeдмeты.

Этo тайм-менеджмент, этикет, креативность, кoнфликтoлoгия, кoммуникaция, oбщeниe c oкpужaющим миpoм, paзвитиe caмocтoятeльнocти и личнoй oтвeтcтвeннocти, навыки бeзoпacнoгo пoвeдeния в гopoдcкoм пpocтpaнcтвe и мнoгoe дpугoe. В школе 30% pacпиcaния отдано обучению этим дисциплинам и закреплению именно таких качеств.

Формы и форматы

Сегодня в «Макарун» очно обучаются 120 детей, еще 50 дистанционно — этот формат начал активно развиваться во время пандемиии. В целом коронавирус послужил толчком к росту альтернативных форм образования: по данным ВШЭ, в стране за последние годы его доля выросла с 1,6% до 3,9%, ну а в Москве, по мнению экспертов, этот показатель еще выше, примерно 5-6% — это и семейные, и частные школы. И все они разнятся по форме организации: где-то это центр дополнительного образования, а где-то и полноценные школы с образовательной лицензией.

— К нам идут те, кто нацелен на развитие детей в более благоприятной среде, у кого есть потребность дать им более высокий уровень образования, — отмечает Лола. — Наш родитель позитивный и очень современный, он сам общается в таком социуме и хочет подобных отношений для своего ребенка.

В штате школы — 35 педагогов, всего же в «Макарун» работают почти 100 человек. Его прошлогодний оборот превысил 80 млн руб. Как отмечает сама руководитель, «мы довольно дорогая школа — ежемесячная плата за обучение составляет 70-80 тыс. руб.»

С помощью фонда

— Для развития школы мы стараемся пользоваться всеми мерами господдержки, которые для нас доступны. Так, в прошлом году мы приросли на 450 «квадратов» к основному зданию и нам потребовались средства на их освоение. А в этом году взяли еще один кредит, чтобы «перескочить» лето — не секрет: наши основные средства начинают поступать в сентябре, но чтобы подготовить «Макарун» к новому учебному году, мы решили восполнить возникший кассовый разрыв за счет заемных средств, — рассказывает Лола Шурыгина. — Сбербанк, с которым мы давно сотрудничаем, посоветовал нам взять кредит под 12% годовых по программе московских властей. Но для него нам не хватило залога, и банк посоветовал обратиться за поручительством в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы — он покрыл 70% кредита.

В дальнейших планах основательницы «Макарун» — вывести школу из инвестиционного периода: закончить наконец наращивание площадей и заполнить все вакантные места — она рассчитана на 150 учеников.

— При этом мы не можем не повышать плату за обучение из-за инфляции и роста качества самого образования. Мы начинали с 25 тысяч рублей в месяц, сейчас приближаемся к 80-ти, в следующем году планируем выйти на чек в 89 тысяч, — такими Лола видит перспективы своего учреждения.

Между хобби и бизнесом

Тем же, кто задумывается открыть собственное дошкольное или образовательное учреждение, Лола Шурыгина напоминает, что это — не хобби, а бизнес, который должен зарабатывать:

— Деньги нужно посчитать до старта, как бы банально это ни прозвучало, — говорит она. — Сегодня я веду курс о том, как открыть свою школу, и многие по его окончании говорят: спасибо, не буду. А другие — спасибо, средств потребуется вдвое больше. Ее один совет — найти наставника, который введет в эту сферу, передаст знания и опыт из первых уст. И не надо переоценивать свои возможности:
первые два года — это круглосуточная работа без выходных и отпусков. И об этом надо сразу договориться со своей семьей. В остальном — успехов и процветания!

x
Login