БАСовый ключ: в каком темпе развивается российский рынок гражданских беспилотников
Фото: ru.freepik.com © Oleksandr Ryzhkov
Спецпроект «Новые технологии: логистика будущего»
Сегодня гражданские беспилотные авиационные системы (БАС) выполняют мониторинговые миссии в ТЭК, строительстве, в природопользовании, контролируют различную транспортную инфраструктуру, осуществляют летные проверки аэронавигационного оборудования. С по мощью дронов проводится не только аэрофотосъемка для картографирования, но и обычная воздушная съемка различных мероприятий, в том числе в интересах медиа и шоу-бизнеса. Дрон-рейсинг в настоящее время стал полноправным видом спорта с определенной коммерческой составляющей. Дроны задействованы в охранном бизнесе, а также при проведении поисково-спасательных работ. Очень активно беспилотники используются в сельском хозяйстве, в экспериментальном порядке начато их использование в логистике. При этом рынок гражданских услуг с применением беспилотников в России по итогам 2024 года может вырасти на 75% и достичь 14 млрд рублей. А к 2030 году планируется создать развитую инфраструктуру для эксплуатации беспилотников во всех 89 субъектах страны. Рассказываем, каковы перспективы развития этого рынка в целом и создания такой структуры в частности.
Возможности и перспективы беспилотных технологий
Настоящему и будущему отечественных беспилотных технологий была посвящена конференция «Беспилотные технологии – путь к технологическому суверенитету страны», организованная Технопарком Санкт-Петербурга в рамках деловой программы Международного форума-выставки «Российский промышленник».
В пленарной сессии конференции приняли участие представители Правительства РФ, профессиональных ассоциаций, ключевых компаний отрасли, вузов. В ходе дискуссии ведущие эксперты отрасли обсуждали приоритеты развития беспилотных технологий в контексте достижения Россией технологического суверенитета, индустрии, в которых наиболее перспективно их внедрение, пути роста сферы, задачи, которые призваны решить созданные научно-производственные центры испытаний и компетенций в области развития БАС. Отдельное внимание было уделено мерам государственной поддержки и программам стимулирования отрасли. Модератором пленарной сессии выступил Иван Анцев, исполнительный директор АО «НПП «Радар ммс»».
Андрей Ушаков, начальник отдела нормативного регулирования и финансово-экономического обеспечения Управления беспилотных систем Минпромторга России, отметил, что национальный проект «Беспилотные авиационные системы» охватывает все направления этой сферы – от разработки до испытаний и серийного производства. По всем этим направлениям государство оказывает поддержку, и в 2025 году эта работа будет продолжена. Андрей Ушаков обозначил глобальный вызов, который стоит перед отраслью беспилотных технологий,– рост объема рынка практически вдвое. Более 70 % беспилотников должны быть российского производства.
Владимир Пастухов, генеральный директор Агентства по технологическому развитию (АТР), отметил, что компания оказывает максимальное содействие проектам, применяющим беспилотные технологии, и беспилотной авиации в частности. В 2024 году АТР оказало поддержку 29 проектам на сумму более 1300 млн рублей. Из них 702 млн рублей – на разработку силовых установок и 330 млн рублей – систем электроснабжения беспилотных аппаратов. В стадии высокой готовности находятся 36 проектов.
Вадим Медведев, генеральный директор Фонда НТИ, сообщил, что в 2025 году ожидается усиление отраслевых возможностей для разработчиков и производителей отрасли беспилотных технологий, а также развитие кооперации в этой сфере. Он отметил, что беспилотные авиасистемы особенно востребованы в сельском и лесном хозяйствах, при чрезвычайных ситуациях, в регионах присутствия нефтегазовых компаний. Вадим Медведев сделал акцент на важной роли в раз витии отрасли научно-производственных центров в сфере БАС, создаваемых в регионах. До конца года их количество будет доведено до 18.
О процессе производства БПЛА и его проблемах, а также о роли научно производственных центров испытаний и компетенций в области развития БАС и о стимулировании бизнеса для эволюции этого рынка в нашей стране рассказал генеральный директор АО «Технопарк Санкт-Петербурга» Олег Якимов. «Опыт работы НПЦ БАС Технопарка Санкт-Петербурга показывает необходимость поддержки проектов: и с точки зрения технологической, и в вопросе привлечения инвестиций, поиска партнеров, заказчиков, – отметил Олег Якимов. – Такой комплексный подход дает свои плоды. В НПЦ БАС Технопарка на сегодня 54 резидента, специализирующихся на разработке БВС, комплектующих и материалах, технологиях контроля неба, создании ПО. Подано 17 заявок на гранты НТИ на сумму более 700 млн рублей. Уже привлечено в проекты резидентов 30 млн рублей».
Академическая сфера тоже активно участвует в развитии беспилотных технологий: теорией, реализацией и внедрением НИОКР, подготовкой кадров. Руслан Киричек, ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, рассказал участникам конференции о разработанной концепции «Бесшовное цифровое небо».
Константин Иванов, директор ассоциации «Кибергектар», руководитель дирекции «УРАЛХИМ», рассказал о роли БАС в растениеводстве. Он подчеркнул, что беспилотные технологии имеют огромный потенциал для решения актуальных проблем сельскохозяйственных производителей всех размеров.
На кейс-сессии «Как собрать конкурентный дрон» были представлены успешные примеры использования беспилотных технологий в дронах, работающих во всех средах в воде, под водой, на земле, под землей. О своих продуктах и решениях рассказали представители компании «Летающие грузовики», ассоциации «Кибергектар», ООО «Девайс Консалтинг».
Участники сессии обсудили условия для создания конкурентного дрона.
Растет число отраслей применения БПЛА
На форуме «Технопром-2024», который проходил в Новосибирске, Алексей Варятченко, генеральный директор государственного оператора беспилотников ООО «БАС», рассказал о том, что количество отраслей, в которых могут применяться БПЛА, может вырасти с 20 до 50. При этом популярным сценарием использования беспилотников остается мониторинг, в то время как перспективными направлениями сегодня считается их применение в сельском хозяйстве и грузоперевозках.
«Сейчас насчитывается около 20 отраслей, где может быть перспективно использование беспилотников, в дальнейшем их количество может увеличиться до 50», — сказал он.
Варятченко подчеркнул, что одним из главных вызовов в этой сфере по-прежнему остается недостаточная квалификация заказчика. Он считает, что это станет серьезным сдерживающим фактором. Руководитель «БАС» добавил, что в каждой отрасли остаются виды работ, которые беспилотники могут выполнять более эффективно. Команда компании стремится совместно с клиентами проанализировать технологические цепочки, определить оптимальные решения и рассчитать экономическую эффективность таких услуг.
Для БПЛА выделят воздушное пространство высотой до 500 м
Росавиация предлагает создать отдельный класс воздушного пространства для БАС, который будет ограничен вы сотой до 500 метров. Об этом сообщил глава ведомства Дмитрий Ядров на круглом столе в Совете Федерации.
По словам Ядрова, Росавиация вы двинула инициативу по формированию нового класса воздушного пространства для беспилотников. Это прежде всего касается полетов на высоте 300-500 метров. В настоящее время данные предложения направлены в Министерство транспорта Рос сии и нашли поддержку у правительственной комиссии по транспорту, возглавляемой вице-премьером Виталием Савельевым.
Также Дмитрий Ядров добавил, что Росавиация работает над новы ми нормами летной годности, чтобы упростить процесс сертификации для определенных задач, связанных с использованием дронов.
Данные изменения касаются прежде всего беспилотников, которые не будут выполнять полеты над населенными пунктами и городами, и для таких воздушных судов требования к сертификации авиационной техники будут существенно оптимизированы, резюмировал Ядров.
Создана система зарядки дронов в воздухе
В Новгородском университете создано инновационное беспроводное устройство для зарядки беспилотных летательных аппаратов. По информации ТАСС, оно способно поддерживать работу дрона во время полета и функционировать в различных погодных условиях.
Специалисты университета отмечают, что изначально проект был ориентирован на решение проблемы небольшой автономности квадрокоптеров, которые нуждаются в частой зарядке или замене аккумуляторов. Однако позднее было выявлено, что данное устройство может быть использовано и для других беспилотных аппаратов.
Эксплуатация зарядного устройства для летающего аппарата не требует модификации его структуры – оно просто крепится к нижней части. Применяется беспроводная индукционная технология зарядки, обеспечивающая эффективную передачу энергии без контакта.
Разработчик устройства, специалист из научно-исследовательской лаборатории по обработке цифровых сигналов Виталий Зубов, отметил, что создание данного зарядного устройства было мотивировано желанием увеличить автономность беспилотных аппаратов. По его мнению, благодаря новой системе дрон может получать электричество во время полета без участия человека.
В зарядной станции установлена передающая катушка, смонтированная к источнику энергии и настроенная на специфическую резонансную частоту. Когда переменный ток подается через катушку, вокруг нее возникает переменное магнитное поле. Это поле индуцирует переменный ток в принимающей катушке, установленной на беспилотнике. Если принимающая катушка находится в зоне воздействия этого магнитного поля и настроена на такую же резонансную частоту, она примет энергию.
Цифровые сервисы для владельцев беспилотников
Основные тренды и ключевые вызовы в сферах транспорта и логистики обсуждались в ходе международного форума «Цифровая транспортация – 2024». Представители отрасли, эксперты и чиновники обсуждали вопросы, связанные с цифровой трансформацией, импортозамещением, экспортом и инновациями. С докладом на одну из наиболее актуальных тем — цифровые сервисы для владельцев и операторов беспилотных летательных аппаратов — выступил Денис Овчинников, директор по учету и развитию сервисов и инфраструктуры для беспилотных авиационных систем в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Он, в частности, рассказал о том, как в контексте реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС) создаются новая циф ровая платформа и сервисы для Единой системы организации воздушного движения. Они должны оптимизиро вать планирование и координацию полетов как пилотируемых, так и бес пилотных средств воздушного транс порта, а также обеспечить информационную поддержку пользователей воздушного пространства. Запустить такую платформу планируется к 2027 году.
Она будет включать в себя:
- единообразную интегрированную систему планирования использования воздушного пространства ЕС ОрВД, соединенную с Централизованной интегрированной базой данных ЕС ОрВД (ЕИС ПИВП + ЦИБД ЕС ОрВД);
- автоматизированную информационную систему «Электронный сбор ник аэронавигационной информации Российской Федерации» (АИС eAIP);
- систему предоставления планов полетов через Интернет (СППИ). При этом цифровая платформа обеспечит:
- создание согласованных потоков воздушного движения и планирование использования воздушного пространства;
- разработку цифровых продуктов аэронавигационной информации для передачи пользователям воздушного пространства и государственным органам;
- быстрое формирование, пода чу и согласование планов полетов субъектами Российской Федерации и местными властями в электронном формате;
- автоматизацию сертификационных процессов для авиационной техники, а также для юридических лиц, занимающихся разработкой и производством авиационного оборудования.