Сбывшаяся мечта капитана Селедкина
«Рыба должна быть такая, чтобы ее хотелось поцеловать»
, — говорит Олег Гугунава, владелец «Рыбной лавки капитана Селедкина». Пару лет назад Олег оставил свой дизайнерский бизнес и начал торговать рыбой, икрой и другими морепродуктами.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
.Как‑то раз Олег по совету докторов пошел с беременной женой покупать рыбу в магазин премиум-класса. Охлажденная треска почему‑то отдавала аммиаком. Разочарование вызвала и форель — от нее тянуло землей. Олег понял: если хочется поесть качественной рыбки, лучше торговать ею самому.
В конце 2013 года дизайнерский бизнес был оперативно продан и на вырученные средства организован другой — рыбная лавка. Олег не планировал создавать сеть на всю Москву, его вполне устраивал бизнес в своем районе, рядом с метро «Университет».
Помещение сразу искали небольшое (20 метров) и недалеко от метро. Быстро сделали ремонт и уже в 2014-м начали торговлю.
Найти поставщиков было несложно, хотя ко многим пришлось ездить — и в Сочи, и на Дальний Восток, и в Севастополь. 70 процентов ассортимента лавки сегодня — российская рыба. Однако 2 года шел тщательный отсев, в итоге из примерно 150 поставщиков осталось лишь 15. Олег считает, что лучше всего иметь дело с теми, кто сам ловит рыбу
Как появилось название лавки
У дела есть и семейная легенда. В позапрошлом веке прапрадеда Олега Гугунавы нашли в бочке моряки в порту. Было ему 6 лет и он помнил только свое имя — Матвей. Фамилию получил по бочке — раньше в ней была селедка. Матвей Селедкин стал «сыном корабля» и со временем дослужился до капитана. Он мечтал, когда его спишут на берег, станет лавочником — откроет свою рыбную лавку. Но мечте не суждено было сбыться: в русско-японскую войну Матвей Селедкин погиб. Зато его мечту воплотил в жизнь праправнук Олег Гугунава. Лавку он и назвал в честь прапрадеда.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Помимо рыбы, икры и морепродуктов здесь есть различные соусы, маринованные овощи и даже кактусы из Мексики, безалкогольное вино для готовки, крупы, специи и их смеси, мед и натуральный лимонад. По концепции Олега, из продуктов лавки легко собрать обед или ужин, здесь всегда расскажут, что можно сделать с купленной рыбой, чем ее запивать и что подать на гарнир.
Более того, Олег восстанавливает советские рецепты — вроде обваливания рыбы перед жаркой в кукурузном крахмале или манке, а не в муке. Или бессменный хит — котлеты из творога и трески.
ПРОДВИЖЕНИЕ
«Рыбная лавка капитана Селедкина» практически не тратится на рекламу. Вывеску по старой дружбе сделали знакомые дизайнеры. Страницу на «Фейсбуке» Олег ведет сам. Несколько раз покупал сегментированную рекламу в соцсети: ее показывали только жителям района, где расположена лавка.
В первый год работы основные покупатели были местными — примерно 90 процентов, 8 процентов — шли мимо и заходили случайно, а 2 по рекомендации, из других районов Москвы.
На второй год работы картина изменилась: покупателей стало значительно больше, местных стало уже 50 процентов, 40 процентов стали приезжать по рекомендации. Свой успех Олег объясняет просто — не гнался за сиюминутной выгодой. «Я предпочитал работать по неспешной схеме. Нарабатывал связи, поставщиков, консультировался с ихтиологами, завоевывал покупателей. Почти с каждым недовольным общался лично. Мне важно, чтобы человек не только пришел в мою лавку и ушел с пакетом, но и чтобы он правильно приготовил рыбу, получил удовольствие. Тогда он будет приходить снова и рекомендовать нас своим друзьям и знакомым».
ПРОДАВЦЫ
Олег Гугунава сам стоит за прилавком. Найти хорошего продавца очень сложно. В основном приходят бывшие торговцы с рынка со словами «Я продам все что угодно». А в «Лавке капитана Селедкина» нет задачи выдавать одну рыбу за другую, здесь все продают под своим названием. Важнее, чтобы продавец мог объяснить покупателю особенности рыбы и посоветовать соус или специи.
Что такое дженерики?
.Днежериками окрестили группу лекарственных средств с разными названиями, но идентичных по молекуле. То есть действующее вещество у них одинаковое. Их выпуск разрешают, когда истекает срок патентной защиты лекарства-оригинатора.Возможны два варианта:
Когда дженерики продаются под международным непатентованным названием — тогда на пачке в качестве названия идет само действующее вещество.
Дженерики могут продаваться и под уникальным названием (так называемые бренд-дженерики).
Дженерики не уступают оригиналам в эффективности, но стоят значительно дешевле.
«Все дженерики зарегистрированы по самым жестким международным нормативам и обладают теми же био- и терапевтической эквивалентностью» — сообщила министр здравоохранения России Вероника Скворцова, подводя в прошлом году промежуточные итоги импортозамещения.
Оригиналы и дженерики являются взаимозаменямыми препаратами.
Рецепт. Черноморский калкан запеченный
Одна рыбка весит 2,5 кг. Калкан кругл, шипаст и колюч. Но чистить его не нужно — он без чешуи. Лучше калкана готовить летом на гриле либо на специальных решетках на природе, но можно попробовать и дома в духовке. Сначала нужно вырезать внутренности — это совсем небольшая часть сбоку от рта рыбы.
На противень налить тонкий слой масла, затем сверху немного воды. Положить аккуратно рыбу сверху. Вода, выпариваясь, размягчит шипы на брюшке, и калкан медленно опустится в масло, едва его касаясь, утопать в жире тушка не должна. Запекать 25 минут при 200 градусах. Для калкана подходит классический соус к рыбе — взбитое до состояния эмульсии оливковое масло с лимонным соком.
Фото: Андрей КАРА
Марина ТАЛАГАЕВА
mtalagaeva@mr-msk.ru