Как нарубить «Адских бабок»?
Финансовый видеоблог как бизнес
Видеопаблик «Адские бабки» придуман Александрой Баязитовой, экс-редактором экономических разделов «Коммерсанта», «Известий», руководителем отдела «Финансы» Life. Ru. Она же является и главной героиней сюжетов, вместе с рыжим котом Германом Грехом.
В выпусках «Адских бабок», Александра, как и обещает — «Об экономике и финансах с юмором» — рассказывает о коррупционных скандалах или о «самых крупных атаках на наши с вами финансы» за неделю.
«Адские бабки» — проект юный, практически младенец. Александра Баязитова выпустила первый ролик в конце мая 2017 года. На данный момент основные площадки, где работает проект, собрали следующую аудиторию: youtube.com — 3 539 подписчиков, facebook — 5511 подписчиков и 4 025 людям нравится страница, VK — 6491 подписчиков
Расположившись в кресле, с полотенцем на голове и с котом на коленях, Саша одним появлением на экране планшета или телефона ломает читателю устоявшийся стереотип «борца с коррупцией». Обычно ведь это бородатый миллениал, вооруженный смузи и последним айфоном?
И, конечно, в поле зрения «Адских бабок» попадают «хайповые» истории из раздела экономики и финансов: повышение пенсионного возраста и цен на продукты, странные инициативы Центробанка и даже некоторые аспекты внешней политики.
Как идея видеопаблика пришла в голову известному журналисту, почему Александра поверила в успех и как монетизирует проект? Рассказывает автор.
Идея. Выйти за рамки журналистики собиралась уже давно. Почему? Наверное, хочется немного больше себе позволить, посмеяться над «неприкасаемыми» фигурами, назвать вещи своими (довольно грубыми) именами, если нужно. А какое же СМИ позволит редактору поставить в один видеоряд министра финансов и вылизывающегося кота?
Значит, нужно искать формат, где мои знания экономики, финансов могут превратиться в популярный и легкий в изложении продукт. Сейчас у нас только видеоблогеры могут себе практически ни в чем не отказывать — они в тренде. Значит, буду делать видеопаблик о финансах.
И, конечно, первым делом я действительно пыталась изучать рынок. Оказалось, к сожалению, что восхищаться‑то особо и нечем. Интересные блоги о финансах я искала и в Рунете, и в американских сетях — нет их! А что есть? Есть куча трейдеров, цель которых — раскрутить зрителя на деньги, показывая, как много они заработали. Но канала о финансах — нет. Так что все пришлось придумывать с нуля.
Бизнес-план. Изначально канал задумывался исключительно как мой личный «выпендрежный» — мол, смотрите, что я могу! Поэтому, никакого бизнес-плана не было. План был такой: я работаю, где работаю, а в свободное время снимаю что‑нибудь веселое.
И я начала…
Буквально через месяц стало понятно, что совмещать две работы невозможно. Пришлось уйти из журналистики в блогинг.
Воплощение. Это целиком мой проект. Привлекаются, понятно, монтажер, оператор, дизайнер — люди, умеющие делать то, что я делать не умею. Придумываю тему, пишу сценарий, резервирую студию, договариваюсь с оператором, монтажером. Потом выкладываю в соцсети.
Интересное наблюдение: когда ты работаешь на себя, ты работаешь круглосуточно. Ты постоянно думаешь о проекте, ты постоянно на работе. Заметки писать проще, правда. Иногда узнают в общественном транспорте, очень приятно.
Расходы. Основная статья расходов появилась там, где не ожидала. Я думала, что можно делать некое «микроСМИ» в социальных сетях. Наивно полагала, что надо набрать некоторое количество подписчиков (например, при платном продвижении), которые и будут тебя смотреть. Ничего подобного.
Например, в Фейсбуке это не работает. В этой социальной сети так: пока у тебя нет подписчиков, Цукерберг помогает тебе раскрутиться, показывает твое видео максимальному количеству твоих друзей. С ростом количества подписчиков этот канал закрывается: он начинает показывать твое видео только в случае, если ты проплатишь рекламное продвижение. Чем больше подписчиков, тем неохотнее он показывает обновления в их лентах. Я провела эксперимент — подписалась на крупные паблики в Фейсбуке. И ни разу их обновления не попали в мою ленту бесплатно. Зато рекламные — пожалуйста.
Пока самая правильная и благодарная публика — в Ютюбе. Человек, который на тебя подписался, будет смотреть ролики, лайкать, обсуждать. Спасибо им за это!
Открытия. Спустя несколько недель работы над блогом границы моего мира сильно расширились. Хотя и не совсем туда, куда хотелось бы. Например, я обогатилась знанием того, что смотрит многомиллионная аудитория Ютюба. О, это новый дивный мир!
Вы даже не представляете, что собирает миллионные просмотры. Приключения желейного медведя Валеры. Кривляния школьников. Пьяные посиделки тинейджеров. Ты — взрослый известный журналист — думаешь, что делаешь интересный контент, а зрителям больше нравятся пранки, разговоры неизвестных им людей, кривляния…
Ну ладно, кое‑что можно понять: для многих эти видео — рассадник ролевых моделей. Некоторые девушки мечтают не работать, но при этом часами заниматься только собой, пользоваться дорогущей косметикой, которую никогда не смогут оплатить. Вот и смотрят, условную Сашу Спилберг. Или, парни, которые тоже хотят не работать, пить пиво, и пранковать с друзьями. И смотрят часами на условного Хованского, воображают себя Ютюб-звездами, или, как минимум,их друзьями.
Но как понять человека, который часами смотрит, как незнакомец играет в компьютерную игру, хотя может закрыть браузер и сам сыграть в эту же игру — что, наверное, интереснее? Но нет, ему больше нравится смотреть, что делает другой…
Отдача. Очень приятно, когда на тебя реагируют герои твоих роликов. Офигенно приятно читать комментарии. Особенно, когда один твой зритель за тебя отвечает на хайп другого зрителя, защищает тебя. Понимаешь, что не зря это делаешь. В журналистике такого кайфа обычно нет.
Монетизация. Пока рекламу вставлять в паблик не хочу — слишком короткие ролики, она будет видна невооруженным глазом. Возможно, рассмотрю такую возможность в обновленной программе. Свои суммы не скажу, но вот, например, блогеру Соболеву, по его словам, Олег Тиньков предложил 1,5 млн. Только за один обзор его банка. Так что буду развиваться.
Планы. Выдумываю новую концепцию программы и продвижения. Возможно, придется отказаться от развития в некоторых соцсетях. У меня уже есть несколько рекламных предложений, люди понимают, что нативная реклама в соцсетях более эффективна, чем традиционные рекламные ролики. А сейчас — спасибо каждому, кто подписался, лайкнул, вступил в диалог с «Адскими бабками»!
Материал подготовлен с разрешения mirbis.ru