Найти свое место
Опыт бывалых: как выбрать нишу для собственного бизнес-проекта
Для начинающего предпринимателя поиск ниши, в которой планируется развивать свое дело — серьезный вопрос, от которого во многом зависит успех всего проекта. О том, как определиться с выбором и избежать ошибок, рассказали руководители уже действующих компаний.
Изучить тренды и выбрать свой
Предприниматель Александр Данилин сегодня владеет примерно сотней ярко-красных автоматов с надписью в ретро-стиле «Газированная вода». Идея заняться ими пришла к Александру почти случайно. В 2008 году он гулял по территории парка ВДНХ и подумал, что неплохо было бы арендовать тут место и что-то продавать. Но что? Мороженное и так чуть ли не на каждом углу.
Предприниматель полез за свежими идеями в интернет и выяснил, что популярность набирает автоматизированная торговля. Данилин разыскал компанию во Владимире, которая производит автоматы по продаже газировки. Именно на них он сделал ставку, создав компанию «Ларан».
Данилин прикинул: тем, кто жил в СССР, будет интересно попробовать газировку из автоматов сейчас. Да и те, кто как сам предприниматель, не застал советский период, купят стаканчик-другой из любопытства. Попадание в аудиторию оказалось стопроцентным. К первым 12 автоматам Данилина выстраивались очереди по 10-20 человек. Сейчас из-за появления множества других автоматов, интерес к продукции «Ларан» снизился. Но все-таки он позволяет компании существовать и развиваться.
Предложить новую услугу
Основатели проекта My Little Rembrand «переносят» с помощью гравировки рисунки детей на браслеты, запонки, чехлы для телефонов, обложки паспортов. К своей бизнес-идее Татьяна Юсан и Анна Нугева пришли, заглянув в социальные сети.
Однажды их знакомая написала в Instagram, что хотела бы иметь футболку, украшенную рисунком ее ребенка. Девушки оттолкнулись от этой записи, но подумали, что есть и другие вещи, на которых детский рисунок смотрелся бы интересно. От футболок в итоге отказались, так как их можно заказать фактически в любом торговом центре. Подумали, что чаще всего такие подарки с детскими рисунками будут заказывать для мам и бабушек, а потому сделали ставку на женский ассортимент: разделочные доски, браслеты, чехлы для телефонов.
Вскоре ассортимент пришлось корректировать, потому что в основном подарки заказывали для мужчин. Так в линейке появились ремни, пряжку которых украшает детский рисунок или отпечатки ладошек малыша (если он еще не умеет рисовать), и запонки. Сегодня продажи подарков для мужчин составляют около 70 процентов от общего числа.
Так как компаний, подобных My Little Rembrand, на момент старта бинеса не было, то заказы начали поступать не только из России, но и стран СНГ и Европы. Покупателям потребовалось 2-3 месяца, чтобы оценить новизну предложения, а затем спрос начал постепенно расти. Пик спроса приходится на канун Нового года и 23 февраля.
Удовлетворить возникший спрос
Москвич Максим Кузин не представляет себя без домашних питомцев — дома у него живет четыре кота. Несколько лет назад Максим задумался о том, чтобы открыть котокафе, то есть заведение, где можно общаться и играть с животными, при этом платить не за еду и напитки, а за проведенное время.
Проработка бизнес-идеи выявила один серьезный недостаток — на открытие требовалось несколько миллионов рублей. Деньги были необходимы для аренды помещения, покупки оборудования и посуды, составления ассортимента напитков и закусок. У 16-летнего на тот момент Максима Кузина средств на это не было.
Неожиданно идею другого проекта подсказали знакомые. Несколько семей обзавелись новым жильем и, помня о русской традиции, согласно которой первым в дом должна зайти кошка, они просили Максима приехать на новоселье с одним из питомцев. В этом будущий предприниматель и его мама увидели бизнес-нишу: они подумали, что «аренда кота» может быть востребована. «У нас не было никакого исследования рынка. Я просто поспрашивал у знакомых, как они относятся к примете про новоселье. Люди отвечали, что очень верят в это», — вспоминает Максим.
Так появился проект «Коты счастья». Теперь Максим, его мама и дядя приезжают на новоселье с одним из своих питомцев. Животное входит в дом, а потом с ним общаются и фотографируются обладатели нового жилья. После тестовых выездов Кузины начали дополнительно устраивать мастер-классы по изготовлению куклы-оберега и предлагать вытягивать свиток с предсказаниями. Стоимость одного выезда — 5 тысяч рублей.
На развитие проекта, то есть на создание сайта, фотосессию для него, закупку материалов для мастер-классов, было потрачено 350 000 рублей. Инвестиции окупились через полгода.
Провести исследование
Основатели проекта WooTrip предлагают совершить «тайные» путешествия. Суть в том, что клиенты до последнего момента не знают, куда они отправятся. В городе (доступно 15 городов в 15 разных странах) они проводят 3 дня и 2 ночи. На месте их ждет квест-бродилка, составленный командой проекта.
Изначально основатели WooTrip планировали создавать другой туристический проект. Для подтверждения спроса они провели около 400 собеседований с потенциальными клиентами. Выяснилось, что люди хотят отдыхать интересно, но, во-первых, не хотят заниматься тщательным планированием поездки, а во-вторых, не готовы тратить на отдых большие суммы. При этом всем хотелось получить от путешествия удивление и приятные эмоции.
Именно это и получают клиенты WooTrip сегодня. Они отправляются в город, в котором, скорее всего еще ни разу не были.