Консервированная «Москва»
Бывший ресторатор из Екатеринбурга Андрей Ведерников сделал космическую еду доступной для москвичей. Теперь в продаже появился его новый эксперимент – торт «Москва» в космической тубе
Глава экспериментально-производственной лаборатории «Спецпитание», создатель «Лаборатории космического питания» Андрей Ведерников раньше к космосу никакого отношения не имел – только мечтал стать космонавтом в детстве. «Я имел отношение к еде – был ресторатором Екатеринбурге и в Москве, но еда была совершенно обычная», — рассказывает он.
История с едой в тубах началась в 2011 году, когда Андрей с партнерами задумался о том, как пробудить в детях интерес к космонавтике. «Просто появилась идея. Когда я стал общаться с Роскосмосом, выяснил, что на мероприятиях, которые Роскосмос устраивает для детей, приезжают космонавты, инженеры, руководители предприятий – а про еду никто ничего не говорит. Я спрашиваю – как так? Они говорят, мол, нам никто не предлагал, а мы даже не задумывались», — вспоминает Ведерников. Сейчас Роскосмос активно проводит лекции для детей о космическом питании; часто Андрей и сам принимает в них участие.
Сначала космической едой, которая продавалась в вендинговых аппаратах по всей Москве, интересовались преимущественно люди старшего поколения – из тех, кто так же, как и Андрей, мечтал о профессии космонавта в детстве. Позже пришли дети, подростки, их родители и все остальные: продукт пошел в народ. Со временем «Лаборатория космического питания» начала кормить и космос. Тем не менее, чего-то не хватало.
«История с космическим питанием очень дорогая из-за технологий, трудозатрат человеческих ресурсов, энергоресурсов. Помимо этого, продукция реально шла в космос, а в космосе запрещены любые добавки – поэтому продукт только натуральный, и цена у него довольно высокая. В рамках «Лаборатории космического питания» мы делали именно то, что было в космосе или идет в космос. Вообще, из туб космонавты не едят уже лет пятнадцать – сейчас для них делают консервы и сублимированные готовые блюда – но переубедить людей невозможно. В космосе более совершенная упаковка, но на земле туба удобнее. Открыл, поел, положил в карман. Мы работали с этим, но хотелось наложить космическую технологию на новые продукты и что-то получить», — рассказывает Андрей.
Была создана новая компания – экспериментально-производственная лаборатория «Спецпитание», на базе которой и началась разработка нового продукта. Выбор создателей пал на торт «Москва» – гастрономический символ столицы. Кропотливая работа по погружению торта в тубу заняла 10 месяцев. «Колоссальное количество времени и работы мы потратили на то, чтобы получить продукт с такой же пищевой ценностью, как в настоящих 100 граммах торта – и при этом он должен быть более пластичным. И мы колдовали над тем, чтобы из этих же ингредиентов получился такой продукт», — вспоминает Ведерников. В итоге получилось сохранить не только оригинальную пищевую ценность, но и состав – и никаких консервантов. При этом срок хранения торта – три месяца при комнатной температуре.
Над созданием продукта в разное время работали пять человек, но основную работу делали втроем – два технолога и сам Андрей. Профессионалов из институтов решили не привлекать; для них, отмечает Ведерников, все это немножко дико – торт в тубе, который хранится три месяца. «Поэтому мне пришлось найти единомышленников – не в научной среде, а из тех, кто все делает руками – и идти методом проб и ошибок. Конечно, мы основывались на тех исследованиях, что были до этого в общем доступе: никто нам никакие секреты не рассказывал. У нас была возможность привлечь институт, который занимается космическим питанием – я с ними общался, никаких официальных договоренностей у нас было», — говорит он.
Первой точкой распространения продукта стал Московский планетарий; позже присоединилась ВДНХ, а недавно продуктом заинтересовалась сеть супермаркетов «Азбука вкуса» – «Москву» в тубе уже можно встретить в 78 точках сети. Также распространять торт будут на массовых мероприятиях – в первую очередь, отмечает Андрей, это отличный сувенир, ведь срок годности позволяет увезти его в любую точку планеты.
О планах на будущее Андрей говорит уверенно: мы будем создавать новые продукты. Скоро откроется собственная площадка лаборатории, на которой будет вестись не только производство, но и разработка. Нужен только запрос – и с этим, судя по всему, у «Спецпитания» проблем не будет. К Ведерникову уже обратились из Санкт-Петербурга с просьбой создать что-нибудь для города. «Вопрос в том, связывает ли себя город с каким-то продуктом. Вот Екатеринбург, например, связывает себя с пельменями – но пельмени в тубе….», — смеется Андрей.
Но и история торта в тубе на этом не закончилась. Разработка будет продолжаться – в планах увеличить срок годности до того, который необходим для отправки в космос – и тогда, может быть, торт порадует обитателей МКС. «Акцента на космос нет. Если это пойдет туда, я буду рад за наших космонавтов, не пойдет – будем кормить землян», — отмечает Ведерников.