Почему малый бизнес не интересуется поддержкой государства
Согласно данным Росстата, лишь 2,7% малого бизнеса в России пользуются мерами государственной поддержки. К государству обращаются 3,1% индивидуальных предпринимателей и 2% малых предприятий. В целом о существовании программ господдержки осведомлено около трети представителей сектора: 28,9% ИП и 31,5% от числа предприятий.
Статистическое ведомство сделало такие выводы по итогам сплошного статистического обследования малого и среднего предпринимательства, которое было проведено в 2015 году. О том, почему малый бизнес не обращается к государству, и изменилось ли положение вещей за последние два года, газете «Малый бизнес» рассказал заместитель председателя совета директоров площадки взаимного кредитования «Город Денег» Юлиан Лазовский:
«Низкий интерес к мерам господдержки вполне закономерен – бизнесу отлично известно, что деньги от государства трудно получить, но еще труднее отчитаться в их использовании и при этом уцелеть.
Программы поддержки предусматривают сложные процедуры и большой объем документации, сопровождающий заявку на грант или субсидию. Большинство малых предприятий даже не ведут полноценного учета: например, менеджеры нашей площадки тратят довольно много времени на то, чтобы вместе с предпринимателями разобраться в бизнесе и составить непротиворечивую картину для потенциального инвестора. Где уж тут говорить о том, чтобы предприниматели самостоятельно готовили полноценный пакет документов для получения господдержки. Кроме того, государственные программы поддержки направлены на производство и инновационные технологии, а 80% малого бизнеса занимаются розничной торговлей и сервисом.
Но и после получения денег проблемы только начинаются. Чего греха таить, малый бизнес отличается низкой финансовой грамотностью и дисциплиной и распоряжается попавшими ему в руки деньгами так, как ему удобно, не обращая внимания на связанные с программами поддержки ограничения. Особенно часто этим грешат аграрии. Кроме того, предприятия, получающие субсидии, часто находятся уже в таком положении, что никакие деньги помочь им уже не могут, а государство, в отличие от банков, проверяет соответствие компании формальным показателям программы, а не ее кредитоспособность. Вот и возникают доходящие до судов и уголовных дел споры о возврате субсидий и понятно, что никакой бизнес связываться с этим не хочет.
На мой взгляд, с 2015 года ситуация практически не изменилась и эта тенденция будет доминировать и дальше, а вместе с ростом бюджетного дефицита приведет к сокращению поддержки МСБ, что, безусловно, неправильно. Значительно эффективнее было бы распределять средства не через государственные программы, а через специальные институты, например, цепочку «МСП банк — специализированные МФО», которые бы взяли на себя работу с субъектами малого предпринимательства и оценку рисков инвестирования в их бизнес».