Close

27.06.2017

Удобно ли стоять на плечах гигантов

Представители десяти крупных сетей встретились с читателями, чтобы рассказать о плюсах и минусах франшизы

Секция «Франчайзинг: инструкция по применению», организованная нашей газетой и ГБУ «Малый бизнес Москвы» в рамках форума «Бизнес-весна 2017», привлекла интерес деловой публики. Зрители активно участвовали в обсуждении и примеряли предложенные модели на себя.

Секция была разделена на три части — розничной торговли, общепита и сферы услуг.

Кризис не помеха

После 2014 года рынок немного просел, и пока тенденция на снижение сохраняется, однако, как отметила Эльмира Янборисова, ее сфера деятельности от кризиса пострадала в наименьшей степени. На детях не экономят.

«В нашем случае ситуация не то чтобы радостная, но она стабильная, растущая», — отмечает Дмитрий Паршиков из «Заодно». — На то несколько причин: новый формат потребления, мода на экономию, рост популярности «быстрых покупок». За последние два года сеть открыла 20 магазинов по франшизе в разных городах.

Сектор общепита чувствует себя не особо уверенно. Как рассказал Сергей Рак, сектор casual dining просел на 16 %, а фаст-фуд в последнее время пошел на рост. По мнению модератора секции Михаила Файнберга, в кризисные годы сфера общественного питания выстояла только благодаря франчайзингу, в этой сфере он наиболее развит.

И интерес к франшизам вырос. Олег Попазов отметил возродившийся энтузиазм. «Либо это временно, либо люди реально считают, что кризис закончился», — сказал он.

Поддержат и подбодрят

«Выбирая франшизу, вы выбираете семью», — отмечает Ирина Дывыдова из «АйКрафт».
Компании предлагают покупателю не только философию, но вполне осязаемую помощь и поддержку. Ей помогают найти подходящее помещение в подходящем месте, обучить сотрудников, составить бизнес-план и оформить рекламу. Выстроенные процессы позволяют запустить собственный бизнес гораздо быстрее.

Конечно, у модели есть и свои минусы. В первую очередь — паушальный взнос, а потом каждый месяц роялти. Да и аренда подчас немаленькая. И тут всегда побеждает тот, у кого больше вариантов. Множество форматов размещения — от стойки до полноценного салона / кафе — дает больший выбор для потенциальных франчайзи и возможность присутствовать везде. Хорошим примером использования таких моделей являются «Баскин-Робинс» и Тele2. Последние еще и компенсируют своим франчайзи часть арендной платы. «50 % компенсируем, 50 % возвращаем при хорошем выполнении определенных показателей. Партнеры зачастую не платят аренду», — рассказал Руслан Чеченин.

Что касается роялти, тут у компаний отношение разное. Как отметил Олег Попазов, иногда роялти может быть элементом лояльности. В «Заодно», например, роялти чисто символические — 0,1 %. По словам Дмитрия Паршикова, компании интересно не столько брать с франчайзи деньги, сколько увеличить с их помощью общую закупочную силу и продвинуть торговую марку.

Эльмира Янборисова отмечает еще один минус франчайзинга: в первую очередь вы развиваете чужой бренд, а ваши возможности и самостоятельность ограничены.

Выбрать свой бизнес

Если выбор между большей безопасностью и большей самостоятельностью сделан в пользу первого, можно начинать искать подходящую франшизу.

Сергей Рак советует при выборе потенциальной сферы следить за индексом потребительской уверенности и пользоваться специализированными инструментами для бизнеса вроде бизнес-навигатора.

Но и это еще не все. Совет от Марселя Зиганшина — нужно понять, кто управляет компанией. Наилучший расклад — если управляющим компании является ее руководитель: при прочих равных условиях он будет работать эффективнее, чем наемный менеджер. Также необходимо быть уверенным в том, что вы заинтересованы в данной нише. «Франшиза может быть замечательная, но если вы не хотите заниматься таким бизнесом, не стоит входить в эту область».

По мнению Марселя, лучшими франшизами являются те, где управляющая компания зарабатывает либо на доходе франчайзи, либо на проценте от прибыли. В таком случае компания заинтересована в том, чтобы франчайзи зарабатывали.

Также необходимо понять, контролирует ли управляющая компания своих франчайзи: многие потенциальные партнеры не хотят, чтобы в их дела лезли. На самом деле, контроль это хорошо, заверяет Зиганшин: если контролируют вас, значит, контролируют и всех остальных франчайзи. Только с помощью контроля можно обеспечить высокий уровень сервиса в сети. Как узнать такие подробности? Всегда можно обратиться к уже работающим франчайзи.

Свой человек

Сергей Рак: «Раньше люди думали, что франшиза — лохотрон, теперь она перерекламирована».
Какой же он, если не идеальный, то хотя бы хороший франчайзи? Рак выделяет список качеств: лояльность, готовность соответствовать стандартам и уверенность в своих силах.

Нужны люди, которые сами готовы решать проблемы — преодолевать административные барьеры и уметь общаться. Ирина Давыдова отмечает, что в первую очередь потенциальный партнер должен быть готов работать и, что не менее важно, учиться.

Жить и процветать

«Однако франшиза — не панацея», — напоминает Василь Газизулин. Франчайзи разорялись и будут разоряться, а цель компании — прибыль, а не развитие своих франчайзи. Стоит ли игра свеч?
Рынок франчайзинга в стране будет расти еще десять лет. И там есть деньги, — уверен эксперт. — Насыщения в ближайшие 3‑5 лет не предвидится, и если вы решили масштабировать свое дело — самое время».

Кто покупает франшизы?

Три целевых группы:

Бизнес как самозанятость: мужчины и женщины в возрасте от 25 до 55 лет, владельцы малого бизнеса, в котором работают сами, иногда совмещая должности. Работают очень много, но больших успехов нет.
Бизнес как инвестиция: мужчины в возрасте от 40 лет, с большим опытом в коммерческой деятельности, ищут варианты вложения денег.

Бизнес как дополнительный источник дохода: мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет, сотрудники крупных компаний, менеджеры среднего и высшего звена, которые испытывают замедление роста доходов. Идея иметь свой бизнес кажется привлекательной, но они не готовы бросать ради этого работу.

Распределение:

  • «Бизнес как самозанятость» — 60% от общего числа;
  • «Бизнес как инвестиция» — 30%;
  • «Бизнес как дополнительный источник дохода» — 20%.

Участники секции:

Дмитрий Паршиков, директор по франчайзингу сети магазинов фиксированных цен «Заодно»

Ирина Давыдова, заместитель директора по развитию холдинга «Айкрафт»

Никита Аверьянов, заместитель директора по развитию компьютерной компании НИКС

Сергей Рак, председатель Совета директоров ООО «МАРКОН» (сеть общественного питания «Стардог!s»)

Олег Папазов, генеральный директор ГК «МегаГрупп» (CINNABON, AuntieAnne’s, Hesburger)

Жанна Вартанова, управляющая отделом франчайзинга и развития АО «БРПИ» («Баскин Робинс»)

Руслан Чеченин, руководитель отдела развития монобрендовой розницы макрорегиона «Москва» Tele2

Эльмира Янборисова, директор по франчайзингу сети детских развивающих центров «Крошка Ру»

Василь Газизулин, основатель проекта TopFranchise.ru

Марсель Зиганшин, директор по развитию сети умных автосервисов «Вилгуд»

Источник: статья «Три типа покупателей франшизы». Автор: Ирина Чиркова, управляющий партнер маркетингового агентства MPLUG

x
Login