Отсекая лишнее
Как зарабатывать на общении с интересными людьми
Kolesnikova PR – агентство для своих. Хотя «свои» могут быть не только в Москве, но и в Сингапуре, Дубае или Тивате – это и девелоперские проекты, и медицинские центры, банки и инвестиционные фонды, IT-компании и криптовалютные биржи, ювелирные производства и ландшафтные дизайнеры, конкурсы красоты и профессиональный спорт и многое другое.
– Каждый новый клиент обращается к нам по рекомендации предыдущего, – поясняет Анна Колесникова, основатель и руководитель компании. – Эту цепочку можно проследить чуть ли не от первого заказа – до сих пор никто не пришел «со стороны».
Но первый заказ она получила у… самой себя. Работая в 2006-м над одним инвестиционным проектом в Черногории, Анна столкнулась с тем, что в округе не оказалось ни одного пиар-агентства, которое могло бы ей помочь.
– Подготовить пару рендеров или разместить статью – пожалуйста, а вот так, чтобы в комплексе охватить бизнес-проект, выявить его слабые и сильные стороны, – никого, – вспоминает Анна. – По сути, некуда было идти со словами: «Я ничего в этом не понимаю, помогите мне», никто не способен был сформировать команду для работы с отдельной компанией. Пришлось все делать самой…
Анна Колесникова: «Мы не работаем пакетно – продал услугу и забыл, а ведем своих клиентов постоянно, действуя как выносной пиар-отдел: за каждой компанией, с которой мы сотрудничали, закреплен сотрудник – он собирает необходимую информацию, и мы всегда готовы подкорректировать ее деятельность, организовать или поддержать любую акцию»
Женская энергия в мужском бизнесе
Но взялась за это не с пустого места: Анна окончила отделение пиара и коммуникации КИМО – Киевского института международных отношений, получила степень МВА и выучилась на инвестиционного банкира в Лондоне. А до этого восемь лет отдала модельному бизнесу: в 12 лет ее родители подписали контракт с агентством Device Models, и она отправилась на несколько месяцев в Японию, затем работала на подиумах Западной Европы. Так что когда возникает вопрос про средства и на учебу за рубежом, и на собственное дело, то можно лишь добавить, что свой первый миллион Анна заработала уже к двадцати.
– В модельном бизнесе мне были интересны поездки по миру и зарабатывание собственных денег, – рассказывает она. – Но в двадцать лет хоте лось расти дальше, так что эта сфера не рассматривалась уже ни с какой стороны – здесь я реализовалась в полной мере.
Поэтому из модельного бизнеса она ушла в инвестиционный. Именно он и привел ее в конце концов в Черногорию. Здесь она занималась международным ивент-агентством, в которое вкладывалась еще на старте своей банковской карьеры, продвигала отели, открыла две галереи и запустила консьерж-службу Monte Leone. И окончательно ре шила уйти из финансовой сферы:
– Работая в инвестициях, я столкнулась с тем, что мужчины сложно воспринимают за рабочим столом женщину-управленца – для них это стресс: как ей можно доверить деньги?!
В этом мужском бизнесе всегда нужно соответствовать быть жесткой и минимально женственной. Я этой вынужденной конкуренции наелась, что стало одной из причин, по которым я ушла из этого бизнеса, – говорит Анна. – Мне больше нравится вдохновлять: не бороться за право быть первым номером, а помогать. Мне комфортно, когда бизнес, с которым я работаю, мужской, а мы добавляем в него творчества, красоты, недостающей информации. Женский бизнес должен сохранять женскую энергию.
Эта энергия проявила себя в следующем крупном и уже полностью самостоятельном проекте Анны с производителями эксклюзивных яхт – черногорской компанией Art Of Kinetik. Производя уникальный продукт, они долго не могли наладить его стабильный сбыт. Проблему Анна определила с первого взгляда:
– Собственник оказался настолько влюбленным в свое дело, что любую попытку снизить цену воспринимал как покушение на его детище – товар хотят обесценить. А клиент в свою очередь, видел, что не ценят его: скидка ему нужна символическая. Между ними нужен был посредник, который сумел бы соблюсти интересы обеих сторон. На первых порах я им и стала, убрав прямое общение. Впоследствии покупатели стали работать только с менеджерами – для этого я полностью разработала сейлз-политику компании. И продажи стали расти.
Суды, психологи и аудит
Этот момент стал поворотным и для самой Анны: она решила к своей довольно обширной деятельности добавить и пиар, создав агентство Kolesnikova PR. В Черногории оно сосредоточилось в основном на девелоперских проектах. Но не забывало при этом и о своих первых заказах – те же яхтсмены и в настоящее время входят в пул его основных клиентов. Более того, сегодня у Анны есть эксклюзивное право не только представлять их в России, но и предоставлять покупателям значительные скидки (стоимость яхт Art Of Kinetik начинается от 645 тыс. евро).
– Мы не работаем пакетно – продал услугу и забыл, – поясняет Анна, – а ведем своих клиентов постоянно, действуя как выносной пиар-отдел: за каждой компанией, с которой мы сотрудничали, закреплен сотрудник – он собирает необходимую информацию, и мы всегда готовы подкорректировать ее деятельность, организовать или поддержать любую акцию.
Такой подход себя более чем оправдывает: все заказчики, когда-либо обращавшиеся в Kolesnikova PR, до сих пор продолжают работать с агентством. Это касается и зарубежных, и российских компаний, которыми Анна стала активно заниматься, несколько лет назад переехав в Москву. Здесь она начинала с продвижения как от дельных пластических хирургов, так и сетевых медцентров. Успех в этой сфере привел, например, к тому, что клиника эстетической медицины Armedic предложила ей статус амбассадора. Далее масштабы только росли: за ее услугами обратились крупнейший в Европе Центр океанографии и морской биологии «Москвариум», фонд «Росконгресс», 21-й павильон ВДНХ.
– По большому счету, нам не при шлось встраиваться в московский рынок и доказывать, что мы лучшие. И уж тем более перед нами не стояло задачи с кем-то конкурировать или отбивать у кого-то клиентов, – резюмирует Анна.
Но с «черным» пиаром агентству Kolesnikova PR пришлось все же столкнуться: как только о нем заговорили, в прессе появилась серия негативных статей. Но их эффект оказался прямо противоположным тому, на который рассчитывали недоброжелатели: публикации только привлекли большее внимание к компании.
– Был настолько очевиден заказной характер этих публикаций, что мы даже не стали реагировать на эту информацию, тратить на это свое время и ресурсы, – рассказывает пиар менеджер. – То, что нас заметили и так остро отреагировали, отчасти льстит. И, в свою очередь, заставляет нас еще строже, внимательнее относиться к тому, что мы делаем.
Хотя определенные уроки из этой истории все же извлечены были: компания усилила свой юридический отдел, дополнительно предложив клиентам услуги судебного представительства. Ввела в штат высококвалифицированных психологов, работающих с администрацией Президента, и даже: специалистов по аудиту. Хотя, казалось бы, зачем пиарщикам заниматься аудитом?
– Аудит, как правило, необходим бизнесу, который недостаточно хорошо организован. При этом он доходный, но внутри: полный бардак. В какой-то момент собственник понимает, что надо наводить порядок, и приходит к нам, – рассказывает Анна.
Правда, поясняет, что такие проблемы чаще всего выясняются в личной беседе с тем или иным предпринимателем: круг ее общения даже по меркам профессиональных обязанностей более чем широк. Она, к примеру, состоит в Московском Столичном Клубе, среди членов которого представители из самых разных сфер бизнеса, политики, спорта – их имена можно увидеть в списке Forbes.
– Общаясь в таком кругу, еще больше понимаешь и ценишь важность репутации – она ценнее любых денег. При этом даже при первом разговоре с человеком я сразу понимаю, кто ему нужен и как ему помочь,– это может быть юрист определенной специализации или, условно, бухгалтер. Таково мое врожденное качество – находить в любом сообществе лучших людей и между собой их связывать. Я точно знаю, как одному разъяснить позицию другого. Такой формат общения мне всегда доставлял удовольствие, – рассказывает Анна. – Также благодаря этому клубу в мою жизнь пришли шахматы – это моя зависимость с первого хода. А узнавать людей за игрой невероятно увлекательно. Как человек играет в шахматы, такой он и в жизни – все больше убеждаюсь, что это взаимосвязано. К слову, недавно за клубным столом мне удалось выиграть партию у криптомиллиардера Мариуша Патровича.
С Московским Столичным Клубом она познакомила и Мартина Вон Герик – главу семейной корпорации, владеющей самым крупным железнодорожным бизнесом в Южной Африке. С его компаней в дальнейшем работало ее агентство, оказывая пиар-услуги в рамках контракта южноафриканцев с РЖД.
Среди клиентов агентства Kolesnikova PR – производитель эксклюзивных яхт Art Of Kinetik, клиника эстетической медицины Armedic, крупнейший в Европе Центр океанографии и морской биологии «Москвариум», фонд «Росконгресс», 21-й павильон ВДНХ, IT-компании Inanomo и Neirolis, криптоброкер Bitmama и многие другие.
«Формула Буонарроти»
Объясняя, как это работает, она приводит знаменитую «формулу» Микеланджело Буонарроти, который на вопрос, как он делает статуи, отвечал: «Беру камень и отсекаю все лишнее». Этот же принцип она использует и в своем деле:
– Из огромного потока людей я отсекаю самых интересных. Из всех запросов клиента выделяю его истинные потребности. И среди всех возможных вари антов решения исключаю те, что не соответствуют его ожиданиям.
Универсальный рецепт для, казалось бы, любой сферы. Однако за кажущейся лег костью стоит огромный труд как самой Анны, так и ее команды. Сегодня в штате Kolesnikova PR 38 чело век, еще не один десяток работает на агентство внештатно. Одних только фотографов десяток. Плюс бранч-ко манды, которые ведут зарубежные проекты: несмотря на нынешнюю сложную экономическую и геополитическую обстановку, компании не пришлось отказываться от своих клиентов.
– Мы даже расценки не стали повышать, хотя для нашего рынка они и так более чем средние, – рассказывает Анна. – Единственное, что изменилось,– это позиционирование у ряда наших заказчиков с внешнего рынка на внутренний. И нам приходится это учитывать.
Еще большие перемены могут принести изменения в российском законодательстве, касающиеся криптовалют. Ведь среди клиентов Kolesnikova PR немало компаний с наработками в этой сфере, и полная легализация виртуальных средств платежа даст старт к запуску этих проектов в России. Впрочем, и без этого у Анны работы с айтишниками хватает: на пример, среди ее подопечных – компания Neirolis, создающая системы на базе искусственного интеллекта и видеоаналитики.
– Мне пришлось долго разбираться в этой теме и проводить всесторонний анализ, сможем ли мы с ним работать, – признается она. – Но – справляемся.
Более того, погружение в IT-темати ку позволило ей стать PR-директором компании Inanomo, ведущей разработки инфраструктур, используемых в киберспорте, реальном бизнесе и искусстве. Как результат этого взаимодействия – премия SPEAR’S, которую Inanomo получила в 2021 году. Ею награждают только лучших представителей индустрии частного банковского обслуживания, управления большими капиталами и смежных индустрий.
– Мы также много работаем с российскими бенефициарами, которые сейчас находятся в Дубае и Катаре, – продолжает основатель Kolesnikova PR. – Это IT-компании, создающие цифровые метавселенные: они вмещают целые жилые комплексы и заводы. На основе их наработок мы предложили создать для криптоброкера Bitmama метавселенную, которая также сможет работать как инструмент маркетинга и пиара. Сейчас мы ее будем презентовать на криптовалютном форуме в Дубае. А также ждем поправок в законодательстве, чтобы вывести ее на российский рынок, – это будет еще и отличный повод показать здесь значимость высоких технологий в бизнесе. Также в наших ближайших проектах – запуск масштабной виртуальной кар тинной галереи.
К слову, галерея самой Анны в Порто Монтенегро – престижном районе Тивата работает до сих пор. Это проект с итальянской управляющей компанией BlueArt, официальным представителем которой Анна выступает. Совместно они уже провели ряд выставок в разных странах мира: например, Марка Шагала в Албании. Представляли работы Пабло Пикассо в ОАЭ и Казах стане – до России они не доехали из-за пандемии. Но в будущем, уверена она, препятствий для любителей искусства не возникнет: благодаря ее IT-проектам сейчас идет оцифровка огромной коллекции и вскоре она будет доступна к просмотру в виртуальной галерее.
Сотрудничает Анна и с наиболее востребованными за рубежом российскими художниками, например, с Тимуром Цаку и Алексеем Фирсовым. Некоторые полотна последнего можно увидеть в ее личной коллекции, хранящейся в Московском Столичном Клубе на Поварской – коллекция оценивается в 30 млн руб. и уже была представлена на аукционах Phillips и Sotheby’s.
– Можем позволить себе работать только с теми, кто нам интересен, – формулирует Анна как собственное кредо, так и кредо своего агентства. – Мы стоим на страже репутации наших клиентов, поэтому никогда не станем ввязываться в сомнительные проекты.
Фото: Юрий Гушан