«Малая родина» Chanel №5
Фабрика «Свобода» — поставщик и во дворец, и на орбиту
Фабрике «Свобода» 179 лет. Ее основал в начале 1840-х молодой француз Альфонс Ралле. Изначально свою фабрику по производству духов, одеколонов и мыла он устроил в Хамовниках: она была оснащена одной паровой машиной, и здесь работали 40 человек. Однако всего через 13 лет из-за ухудшившегося здоровья он вынужден был продать фабрику и вернуться во Францию. И в своем названии фабрика сохранила имя первого владельца — «Товарищество А. Ралле и Ко». Новые же хозяева смогли не только поддерживать высокое качество производимой продукции, но и расширить производство. К концу ХIХ века фабрика четырежды была признана Поставщиком Императорского двора, а на севере Москвы возвели новые фабричные корпуса по проекту архитектора Оскара Дидио. Производственный корпус, здания общежития, больницы и лаборатории можно увидеть до сих пор. Примечательно и то, что неподалеку от места самой первой фабрики Ралле в Хамовниках сейчас находится ЦНИИ стоматологии, где проходят сертификацию зубные пасты, выпускаемые уже фабрикой «Свобода».
— Однако наибольшую, мировую славу фабрике принес отпрыск ее владельцев Эрнест Бо, — рассказывает Ярослав Сторожук, эксперт дирекции по связям с общественностью фабрики «Свобода». — Несмотря на свое происхождение, он начинал карьеру с простой работы в цехах фабрики, осваивая азы парфюмерного дела. Такой подход вскоре принес свои плоды: его ароматные шедевры покоряли сердца российских дам, а «Царский вереск» пришелся по нраву императрице. Близость к царскому дому привела его и к знакомству с Коко Шанель, для которой он придумал знаменитые Chanel № 5 —альдегидные духи, в которых Эрнест Бо стремился передать русский морозный воздух. К слову, он уже пытался это сделать в одеколоне «Полярный», который выпускался на фабрике в 1914 году, но его состав не сохранился.
Сам Эрнест остался за границей, фабрику после 1917 года национализировали, и она стала Государственным мыловаренным заводом № 4. Так в истории компании закончилась эра парфюмерии и наступила эра косметики и средств гигиены. Однако через пять лет его рабочие выступили с просьбой дать предприятию вместо цифры звучное название и получили в итоге «Свободу».
В ту пору фабрика разработала и выпустила много наименований для нужд армии и флота.
Та к, первым и потребителями и ныне популярного «Крема после бритья с витамином F» были именно красноармейцы. Крем хорошо заживлял небольшие порезы от бритья в суровых армейских условиях. Как его изготавливают сегодня — можно увидеть во время экскурсии «Открой#Моспром».
Здесь же придумали и первое мыло, которое можно было использовать в морской воде. Впоследствии на его базе выпускали мыло «Курортное», которое пользовалось большим спросом у советских любителей дикого отдыха на пляжах Черноморского побережья.
— Эра зубных паст на фабрике наступила почти одновременно с космической эрой, — продолжает Ярослав Сторожук, переводя экскурсантов уже в цеха с оборудованием, соответственно, для производства зубной пасты. — Уже после первых полетов выяснилось, что на орбите у космонавтов начинается гиперестезия зубов из-за потери кальция. И наша фабрика получила задание найти решение, как это предотвратить. В итоге технологи «Свободы» в 1963 году разработали специальную жевательную резинку, предотвращавшую потерю кальция. А затем уже на ее основе сделали зубную пасту «Жемчуг».
Кстати, и всю еду для космонавтов готовили не без участия фабрики: тубы для нее изготавливали именно на тубном производстве «Свободы». Но в настоящее время это направление свернуто — на фабрике работают только три производства: мыловаренное, косметическое, а также производство зубных паст и пеномоющих средств (шампуней, гелей для душа и т. д.).
— Всю воду для своих изделий, а наш ассортимент превышает сегодня 300 наименований, мы получаем из артезианской скважины 170-метровой глубины, которую пробурили в начале прошлого века, — рассказывает Ярослав Сторожук, поясняя, что для производства кремов эта вода фильтруется дважды, а для зубной пасты — четыре раза.
При этом вся продукция проходит дополнительный контроль качества, и только после этого отправляется на полки магазинов. И сегодня, когда с российского рынка ушли практически все западные компании, а их место стремятся занять турецкие или индийские производители, предприятие готовится конкурировать в первую очередь за счет качества своей продукции. Помимо этого, предприятие внимательно следит за новыми веяниями в дизайне упаковке продукции: недавно оно провело конкурс среди студентов Московского государственного института культуры на переосмысление дизайна. Лучшие варианты будут запущены в производство.
Но главное, что в будущем году фабрике «Свобода» предстоит перебазирование на новую площадку в Южное Медведково. Поэтому участие в экскурсии проекта «Открой#Моспром» — это еще и уникальная возможность посетить легендарное предприятие в его исторических стенах.
Легенды и тайны «Моспрома»
Москвичи и гости столицы имеют возможность бесплатно побывать на любой из 100 промышленных площадок города и узнать, как производятся авиационные двигатели, лифты, продукты и напитки, офисная мебель и парфюмерия.
Для этого необходима лишь регистрация на сайте otkroimosprom.ru. Очередная серия экскурсий планируется осенью этого года. Открой#Моспром — это проект Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы, который знакомит всех желающих с работой столичных заводов и фабрик.
Он запущен в марте 2019 года, и с тех пор в его рамках проведено уже 800 экскурсий, аудитория проекта — 10 млн человек. Особой популярностью у посетителей пользуются, конечно, кондитерские фабрики. Но проект предлагает также заглянуть за фасад и других, не менее легендарных и прославленных производителей. Таких как, например, фабрика «Свобода» и пивобезалкогольный комбинат «Очаково».