Трехколесная доставка
В Петербурге появился сервис по доставке продуктов к точно обозначенному времени.
«Человек вспоминает, что он не очень любит ходить по магазинам только тогда, когда в нем очутился. Мы предлагаем ему — не ходи, все привезем домой. Мы помогаем людям изменить их привычку ходить в магазин», — говорит Григорий Кунис, сооснователь и руководитель службы доставки продуктов iGooods.
Сейчас проект работает только в Санкт-Петербурге, но уже в следующем году запланирован выход и на столичный рынок.
ПО ЦЕНАМ МАГАЗИНА
Сервис iGooods предлагает доставку продуктов в Петербурге из сетей Metro, Prisma и «Лента». На сайте сервиса клиент выбирает магазин. Из его ассортимента формирует корзину, после чего оформляет заказ с указанием удобного времени доставки. На этом этапе он ничего не платит. И фактически ничем не рискует.
Служба iGooods предлагает клиентам продукты по тем же ценам, что и в магазине. Цена доставки 249 рублей, если вес продуктов не превышает 30 кг. За перевес придется доплатить от 50 до 250 рублей. Самая большая доплата берется, если курьер везет заказ весом 80 кг.
Если в заказе есть весовые продукты (мясо, овощи и фрукты), сервис предупреждает: цена может немного измениться. Это связано с тем, что в реальности трудно подобрать, например, кусок мяса весом ровно 800 г.
«Мы предлагаем то же самое, что и магазин, по той же цене. Это принципиальное отличие от других сервисов доставки. Они не говорят, откуда берут товар, ведут свою ценовую политику», — замечает Григорий Кунис.
ДОСТАВКА С ВЕТЕРКОМ
При оформлении заказа пользователи сервиса iGooods могут выбрать любой магазин, который находится в радиусе 5 км. Это ограничение существует для того, чтобы в случае необходимости можно было привезти продукты через 1,5 часа после заявки.
Развозят продукты курьеры, которые передвигаются на трехколесных электроскутерах (трициклах). От велосипедов и скутеров отказались на стадии обдумывания проекта, потому что на них нельзя перевезти больше 15 килограммов товара. Машина не подходила, потому что отправлять ее только с одним заказом означало автоматический рост цены. Или же надо было ждать несколько заказов, что неизменно отразилось бы на скорости доставки.
Одно из неоспоримых преимуществ трициклов — отсутствие проблем с парковкой. Они экологически чистые и малогабаритные, благодаря чему на них можно подъезжать к подъезду.
Зимой курьерам тоже удобно передвигаться на трициклах. Стекло защищает водителей от ветра и снега, у них утепленная униформа. Один зимний сезон сотрудники сервиса уже отработали, особых проблем не возникло.
Курьеры привозят продукты до двери заказчика. Затем они должны занести их в дом, если клиент не возражает. Именно курьеры забирают деньги. На одну доставку тратится в среднем 35‑40 минут с возвратом на базу.
КАК УСТРОЕНО
На сайте iGooods представлена информация о наличии товара в конкретном магазине тех сетей, с которыми сотрудничает сервис. «Договориться с ними о предоставлении такой конфиденциальной информации было сложно, — признается Григорий Кунис. — Мы изначально для них никто. И надо было доказать, что мы ценные партнеры».
В момент поступления заказа в магазине к работе приступает персональный закупщик. У него есть планшет, в котором автоматически выстраивается оптимальный маршрут передвижения по магазину. Закупщик видит, в каком ряду и на какой полке находится нужный товар. Сборка заказа занимает в 2‑3 раза меньше времени, чем у обычного покупателя.
Если нужного товара не оказывается (закончился, продукт оказался не того качества, истекает срок годности через несколько дней), закупщик по телефону или мессенджерам уточняет у заказчика, надо ли заменить продукт на другой. Или при оформлении заказа клиент может сразу указать, что в такой ситуации просит не искать замену.
От товара, который не устраивает заказчика по какой‑либо причине, он вправе отказаться. Как-то клиенту не понравился кусок привезенного мяса. По его мнению, в нем было много прожилок. Товар забирает курьер и возвращает в магазин. Если его сотрудники посчитают, что в дороге продукт потерял в качестве, его могут не принять. И это становится убытком сервиса iGooods.
После того, как продукты собраны, их упаковывают в термобоксы с хладагентами, пакеты и контейнеры. Затем закупщик оставляет заказ в специальной камере хранения магазина. В электронном приложении курьер видит, в какой ячейке находится заказ для такого‑то клиента.
СЛОЖНОСТИ
На стадии запуска проекта его основатели столкнулись с неготовностью сетей предоставлять информацию о том, какие продукты и в каком количестве есть у них на складе. Для выстраивания сотрудничества пришлось подписать документы о конфиденциальности предоставляемых данных с ответственностью в виде огромных штрафных санкций.
Неприятным сюрпризом оказалось и нежелание потребителей менять свои привычки. Они заявляют, что готовы отказаться от походов по магазинам в пользу службы доставки продуктов. Но привычная психология оказывается сильнее — и они отправляются в привычный магазин. Основателям сервиса iGooods приходится бороться за современный формат покупок продуктов.
По словам Григория Куниса, в Санкт-Петербурге рынок доставки продуктов развит слабо. Поэтому его фактически приходится формировать. Пока проект, в который вложено на данный момент около 50 миллионов рублей, не вышел на самоокупаемость. Это произойдет ориентировочно в 2018‑2019 году.
В следующем году сервис iGooods планирует выйти на московский рынок. «Там все гораздо развитее. В Петербурге количество заявок продуктов не превышает 500 в день. В Москве только у одного игрока, являющегося лидером, около 3 тысяч доставок ежедневно», — сравнивает Григорий Кунис.
Также в планах у него и его команды — запустить мобильное приложение сервиса этой осенью, а более глобально — переориентировать людей на новый тип потребления.
Сбор: Закупщиками в магазине были женщины 45+. Но их сменили на парней: они быстрее, им проще переносить тяжести
Разница: В Питере число заявок на доставку продуктов — не больше 500 в день. В Москве только у лидера — около 3 000