Инвестиции в «Сказку»
Как господдержка помогает развивать правильный семейный досуг
Парк «Сказка» в Крылатском – это место, где и взрослые, и дети мгновенно забывают о своих гаджетах: аттракционы и тематические зоны, расположенные на территории этого столичного многофункционального комплекса, по вовлеченности и эмоциональной составляющей в разы превосходят любые виртуальные развлечения.
— Я даже с удивлением для себя отметил, что в нашем парке никто не сидит в телефонах – вся семья вовлечена в происходящее, никто не остается безучастным, — рассказывает Александр Копанев, генеральный директор парка «Сказка». — У нас развлечения на любой вкус – это, пожалуй, самый широкий спектр аттракционов в Москве. Здесь есть занятия и для самых маленьких, и для любителей экстрима. Можно погладить настоящих животных или изучить модели ископаемых динозавров. А наша «визитная карточка» – это 35-метровое колесо обозрения с видами на Живописный мост и заказник «Крылатские холмы».
Собственно, с поисков такой привлекательной для горожан локации и началась история «Сказки»: четыре года назад его создатели отметили, что в столице не осталось современных парков развлечений, а спрос на них есть – москвичи уже распробовали такие аттракционы за границей и им хотелось источников таких же эмоций и у себя, рядом с домом. То есть, в черте города – размещать парк даже в ближнем Подмосковье было нецелесообразно: забитые по выходным выездные магистрали отобьют любое желание выезжать всей семьей на отдых. А Крылатское для этих целей подходило идеально – экологически чистый район, живописная местность, олимпийские объекты…
Не по западному образцу
Первоначальный вариант «Сказки» разработало известное итальянское бюро, специализирующееся на создании развлекательных парков по всему миру. В дальнейшем проект потребовал корректировки:
— Мы решили открываться кластерно: не целиком, а поэтапно, запуская то, что в данный момент нам по силам и средствам, — поясняет Александр Копанев. — Свой «вклад» внесла и сезонная история: на старте парк нужно было делать компактнее, чтобы в межсезонье посетителям не было холодно на его территории. В дальнейшем мы ориентировались на опыт уже российских ландшафтных архитекторов, и сегодня наш парк не очень похож на западные образцы. Хотя общая структура с центральной площадью и радиальным делением на тематические зоны сохранена.
Бюджет, которым тогда располагали организаторы, не превышал 30 млн руб. — на них приобрели первые аттракционы. И уже в первый год парк мог принимать до 10 тысяч посетителей ежедневно. С тех пор «Сказка» значительно расширилась — увеличилось количество развлечений в пределах той же площади, что и в 2016-м. Но сегодня пропускная способность выросла уже вдвое – до 20 тысяч человек. Из них примерно две трети – это жители западных районов Москвы и ближайшего пригорода. Остальные посетители – это гости из других районов столицы, а также из регионов. Хотя с учетом пандемии и новых санитарно-гигиенических требований поток отдыхающих в этом году приходится ограничивать.
— В настоящее время для комфортного развлечения с соблюдением социальной дистанции мы принимаем только 6-7 тысяч человек ежедневно, — рассказывает генеральный директор парка. — При этом мы соблюдаем все рекомендации для парков: регулярно обрабатываем контактные зоны аттракционов, наши сотрудники работают в масках и перчатках. А вот посетители на открытом воздухе вполне могут обходиться без них.
Расходы ради посетителя
Но все же коронавирусная пандемия нанесла серьезный удар по индустрии: парк не работал ровно половину летнего сезона, который «кормит год» и, соответственно, потерял половину выручки. Однако в «Сказке» решили пойти на дополнительные расходы, чтобы сохранить посетителей:
— Доход нашей аудитории за время карантина точно не вырос, и было бы неправильно повышать для нее цены на аттракционы. Мы, напротив, стали добавлять активностей, чтобы приходить в парк было интересно не два раза в сезон, а три-четыре, — делится своим «антикризисным рецептом» гендиректор. — Любой парк должен постоянно предлагать что-то новое, ему нужно удивлять посетителя – если он не обновляется на 15% ежегодно, то перестает быть интересен потребителю. Поэтому мы даже в карантин разработали несколько новых локаций – после открытия наши клиенты пришли в новые места.
Но такое обновление – удовольствие не из дешевых: в среднем один аттракцион стоит 700-800 тыс. евро или долларов. И оборотных средств для их покупки не всегда достаточно.
— Когда мы решили расширить свою экстримную зону, то обратились в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, — рассказывает Александр Копанев. — Фонд довольно оперативно рассмотрел и одобрил нашу заявку, мы получили государственную гарантийную поддержку и смогли взять в банке кредит на приобретение новых аттракционов. В будущем также планируем сотрудничать с Фондом — нам хотелось бы двигаться дальше, расширяя как свою локацию, так и масштабируя полученный опыт: к примеру, уже есть большой запрос и у жителей, и у властей городов-миллионников, принимавших ЧМ-2018.
Собрать команду и сохранить увлеченность
Для слаженной работы парка Александр Копанев, до этого занимавший пост коммерческого директора детского города профессий «КидБург», собрал команду единомышленников – в штате почти 150 сотрудников, заинтересованных в «популяризации правильного семейного досуга». Создал сильные отдел маркетинга и службу качества, отвечающие за коммуникацию с клиентами, обстановку на площадках, и в целом за координацию работы парка.
— Мы уделяем много внимания обратной связи с посетителями, и многое меняем в своей работе исходя из результатов опросов, исследований, — отмечает генеральный директор парка «Сказка». — А фундамент нашей работы – это сервисные службы, отвечающие за эксплуатацию и безопасность. Их деятельность не так заметна, но именно они создают атмосферу спокойствия и надежности, что для нас весьма важно. Но самое главное в нашей команде это то, что все ребята небезразличные, все горят своим делом и всем эта работа очень нравится.
Поэтому и всем предпринимателям, которые стремятся занять свою нишу в индустрии современных развлечений или только присматриваются к ней, Александр Копанев советует:
— В нашем деле важно любить клиента и всегда оставаться профессионалом — никогда не идти на компромиссы в вопросах безопасности и уровня сервиса. Нужно при этом быть предпринимателем в исконном смысле слова, сохраняя процесс увлеченности и небезразличия к своему делу.