Close

16.12.2019

Пора пробовать «экзотический чай» комплаенс

В МТПП прошла презентация проекта «Комплаенс и деловая этика для малого и среднего бизнеса»

Фото: МТПП

Как рассказала заместитель председателя Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства Татьяна Шлюндина, на площадке МТПП предполагается разработать электронные формы, заполнив которые предприниматель сможет без лишних финансовых и иных затрат подтвердить свою надежность и прозрачность.
Комплаенс – это комплекс мер, нацеленный на мониторинг и устранение внутренних нарушений законодательных и этических норм. Название происходит от английского to comply, что означает «исполнять». Система комплаенс направлена не только на рядовых сотрудников, но и на управляющее звено организации. Интересно, что в России на законодательном уровне аудит-комплаенс является обязательным требованием только для компаний в банковской сфере. Для всех остальных внутренний контроль такого рода не является необходимостью, поэтому внедрять его или нет – компании решают сами.
Однако, как отметил в ходе конференции «Включение предприятий в цепочку поставщиков крупных российских и международных компаний благодаря внедрению стандартов комплаенс», прошедшей в МТПП, вице-президент компании «Вымпелком» Ильсур Ахметшин, в последние 5–6 лет комплаенс становится неразделим с деловой этикой. «Этика – это вода, на основе которой заваривается чай комплаенс, – образно пояснил эксперт. – И малый бизнес сегодня должен понять, для чего этот чай ему нужен».

Как рассказал Ильсур Ахметшин, компании, которые хотят позиционировать себя на рынке добропорядочными и прозрачными, должны подписать Антикоррупционную хартию российского бизнеса. Пока только четыре российских компании – «Билайн» («Вымпелком»), РЖД, «Роснефть» и «Ростелеком» – провели у себя независимый аудит, который подтверждает соответствие принятых мер компании антикоррупционной хартии. «Билайн» также первым получил сертификат об успешном прохождении комплексного аудита уровня этической культуры, который провела Ассоциация этики бизнеса и КСО (RBEN, Russian Business Ethics Network). Сейчас «Вым­пелком» считается на российском рынке одним из флагманов внедрения антикоррупционных комплаенс-процедур и этической культуры. У компании свыше 10 тысяч партнеров, к которым она предъявляет очень серьезные требования, поскольку от каждого из них зависит деловая репутация. Сегодня компания активно проводит обучающие семинары, конференции, выезд­ные сессии для поставщиков по вопросам комплаенса и деловой этики. «Создание культуры соблюдения законов и правил деловой этики характеризует собственника бизнеса как очень зрелую личность!» – подчеркнул Ильсур Ахметшин.

О том, как выстраиваются взаимоотношения «Вымпелкома» с бизнес-партнерами, рассказала на конференции ведущий менеджер по деловой этике и комплаенсу Светлана Снежко. «Чтобы бизнес был успешным, комплаенс необходим во всей цепочке партнеров, поставщиков и контрагентов», – отметила она. В компании принят «Кодекс поведения Бизнес-парт­неров», в котором отражены основные ценности и принципы социально-ответственной компании. Например, такие как проверка бизнес-партнеров и противодействие взяточничеству и коррупции. Поскольку сфера деятельности компании относится к бизнесу с высокими коррупционными рисками, необходимо проведение надлежащей проверки всех поставщиков и партнеров, и от них ожидается следование принципам и соблюдение требований данного кодекса. «Наш кодекс содержит 24 пункта, и все они направлены на то, чтобы не допустить коррупции», – отметила Светлана Снежко. По ее словам, наибольшие коррупционные риски существуют при работе с НКО, в которых зачастую вся информация закрыта, а нефинансовая отчетность непрозрачна.

О том, как проводится проверка контрагентов по требованиям крупных компаний, рассказал старший менеджер крупнейшей аудиторской компании KPMG Сергей Архипов. Он сообщил, что, согласно статистическим данным, 84 % руководителей заявляют, что проверяют своих поставщиков, из них 57 % подвергают проверке всех своих парт­неров. Чаще всего решением этих задач в России занимаются службы безопасности, а на Западе – службы комплаенса. Так, в компании KPMG разработана и внедрена электронная система проверки контрагентов, которая помогает серьезно экономить время и трудовые ресурсы. «В последнее время появился новый тренд: компания заказывает собственную проверку, отчет о которой по собственному желанию вносит в пакет документов для потенциальных партнеров и поставщиков», – отметил Сергей Архипов.

Глава департамента риск-менеджмента компании L’ Occitane Rus LLC Светлана Мочалина и директор юридического департамента компании «Алгоритм» Полина Буркина рассказали о том, как на представляемых ими предприятиях реализуется политика комплаенса, как проверяются контр­агенты и каким образом реализуется социальная политика компании. «Наши контрагенты обязаны предоставить все документы и подтвердить их легитимность, а также подписать заявление о соблюдении антикоррупционного законодательства, – подчеркнула Светлана Молчалина. – Такое заявление очень помогает при работе с налоговой инспекцией – все проверки проходят быстрее и проще».

Статистика
84%
руководителей
заявляют, что проверяют своих поставщиков, из них 57 % подвергают проверке всех своих партнеров

Компания «Алгоритм», где комплаенс внедрен с 2017 года, как раз является поставщиком «Билайна» – разрабатывает для них программное оборудование. «Этика и комплаенс – это корпоративная культура, – уверена Полина Буркина. – Где она есть, там человеку не надо врать, воровать, выкручиваться, его все уважают и понимают. У нас, например, для всех сотрудников есть программы ДМС, программы по льготной покупке техники, курсы повышения квалификации, на кухне всегда есть еда, а по выходным мы вместе проводим досуг на свежем воздухе, занимаемся спортом. В такой компании никогда не будет текучки кадров!»

Присутствующие на конференции предприниматели интересовались: насколько полным и всеобъемлющим должен быть комплаенс на небольшом предприятии, насколько глубоко нужно проверять контр­агента, сколько это стоит и как бизнесу подсчитать выгоду от внедрения этого достаточно нового для России института. Эксперты уверены, что, безусловно, необходимо соблюдать принцип целесообразности, а подсчитать убытки от ненаступившего ущерба и вовсе невозможно.

Между тем зачастую предприятия МСБ сталкиваются с определенными проблемами, пытаясь стать контрагентом той или иной корпорации. Поскольку иметь полноценную службу комплаенс-контроля для них довольно сложно и затратно, проект «Комплаенс и деловая этика для малого и среднего бизнеса», разработанный в Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства МТПП, станет для них действенным инструментом, который реально поможет найти партнеров из крупного бизнеса.

 

 

x
Login