Семья Сиу — кондитеры и парфюмеры
16 фактов из жизни французов, ставших поставщиками императорского двора
1. 25-летний француз Адольф Сиу приехал в Москву в 1853 году по контракту с одной из парфюмерных фабрик. Через два года он решил основать небольшую кондитерскую на Тверской. Хозяйкой заведения стала его жена Эжени. 25-летний француз Адольф Сиу приехал в Москву в 1853 году по контракту с одной из парфюмерных фабрик. Через два года он решил основать небольшую кондитерскую на Тверской. Хозяйкой заведения стала его жена Эжени.
2. 122 рубля 70 копеек — выручка кондитерской Сиу в первый же день. Деньги по тем временам немалые, и успех был гарантирован. Всего за несколько лет она превратилась в настоящую фабрику, поставлявшую в рестораны и магазины Москвы торты, пирожные, конфеты, шоколад, разные сорта кофе специальной обжарки, мороженое.
3. В 33 года Адольф Сиу занялся производством парфюмерии, сосредоточившись на элитных сортах. Но все его товары были доступны — принцип коммерческой деятельности Сиу гласил: «Производить высокое качество при низкой цене».
4. Через десять лет к делу присоединились подросшие сыновья Сиу Луи и Шарль и их кузен Арнольд. Они зарегистрировали торговый дом «А.Сиу и Ко» и решили построить новую образцовую фабрику на Петербургском, а ныне Ленинградском шоссе.
5. Электрическое освещение — вот чем удивила москвичей новая фабрика Сиу. Люди со всей страны, посещая город, приезжали посмотреть на это чудо света и архитектуры — великолепное строение архитектора Оскара Дидио поражало современников размерами и изяществом фасада.
6. Более 500 лошадиных сил — мощность фабрики, небывалая для той поры. Она была оснащена наисовременнейшими на тот момент паровыми, газогенераторными и нефтяными двигателями.
7. Ноу-хау и гордость фабрики — драже с ликером. Здесь помимо обычных конфет выпускались также мармелад, пастила, пирожные, мороженое, пряники и варенье. Были даже конфеты, которые специально готовились к утру — они употреблялись только свежими.
8. Поощрять ветеранов производства придумал сам Адольф Сиу: если работница проработала на фабрике 15 лет, ей дарили серебряные часы, а за стаж в 25 лет — золотые.
9. Самая действенная рекламная акция Сиу звучала так: «При покупке 10 фунтов шоколада за раз от 1 рубля дается 1 фунт шоколаду и 1 шоколадница для приготовления оного».
10. Для детской аудитории выпускались конфеты с серией вкладышей «Естествознание». В коробках были нехитрые приспособления для химических и физических опытов, картинки с заданиями наподобие современных пазлов, которые нужно было разрезать и складывать.
11. Фирменная сеть магазинов и собственный автопарк — вот чем обзавелся к 1900 году Торговый дом «А. Сиу и Ко». Его торговые точки были открыты в самых людных местах Москвы: на Арбате, Тверской, Ильинке, Кузнецком мосту, Мясницкой.
12. Экспортное направление Сиу развивалось стремительно: представительство сети было открыто в Варшаве, а через Нижегородскую ярмарку ее товары уходили в Персию и Китай. Обороты фабрики только с 1913 по 1916 год выросли вдвое — с 2 миллионов 250 тысяч рублей до 4 миллионов 500 тысяч.
13. Известное и сегодня печенье «Юбилейное» было выпущено «А. Сиу и Ко» в честь 300‑летия Дома Романовых. В этом же 1913-м году фабрика удостоилась звания «Поставщик двора его Императорского Величества».
14. Сиу много делали для фронта: в годы Первой мировой войны выпускались галеты и шоколад для армейских пайков, одеколоны и гигиенические средства. Продукция широко расходилась и в тылу: она продолжала оставаться доступной по цене.
15. Более 120 разновидностей духов выпускали Сиу к началу XX века. Настоящей сенсацией считались духи «Свежее сено», в которых, соответственно, был воспроизведен аромат свежескошенной травы и полевых цветов, подсыхающих на летнем солнце.
16. В 1924 году фабрика была национализирована и получила новое название — «Большевик».