Рецепт мармелада от сыновей-тройняшек
Совладелец шоколадной фабрики «Победа вкуса» рассказала, как дети и беременность влияют на ассортимент фабрики
Много лет назад пятиклассник Андрей Муравьев пришел в школу и сообщил, что теперь он сирота. Учительница схватилась за сердце – родителям Андрея было слегка за тридцать. До педагога доходили сведения, что семья пытается наладить производство под Егорьевском. Неужели ДТП?
На звонок родителям «Кто у вас умер?» мама мальчика Ольга Муравьева бодро ответила откуда‑то из подвала бывшей ткацкой фабрики. Успокоив педагога, что все хорошо, родители мальчика снова нырнули в пучину бизнеса. Бывшему учителю физики и математики в лице Ольги и ее мужу биофизику Виталию смена профессии давалась непросто.
Команда насчитывала пять человек – старшими были супруги Муравьевы (31 год каждому), технологу, инженеру и энергетику – по 26 лет. Фундамент сладкой жизни закладывали в разрушенной фабрике. Там и пропадали сутками.
Столько же – 26 лет – будет в 2015 году и старшему сыну, когда он возглавит производство семейного холдинга в Вентспилсе. Родители останутся в Москве – за это время родились сыновья-тройняшки и доченька.
75 миллионов долларов инвестировала семья Муравьевых в свою «Победу»
«Когда встал вопрос об открытии производства в Латвии, мы понимали, что если запускать фабрику с мужем, младшие дети получат «меньше мамы в единицу времени», – признает Ольга. – И тут сын вспомнил, как тяжело ему давалось «сиротство», как он страдал от нашего трудоголизма. И он сказал: «Поеду я!». Это было правильно!».
В поход за сказкой
«Идея семейного бизнеса связана с детством и сказками, – говорит многодетная бизнес-леди. – Почему они нам нравятся? Добро побеждает зло, и это приносит счастье. Ради него мы совершаем основные поступки в жизни – объединяемся, женимся, трудимся. Так и у нас. Мы с мужем объединились в ЗАГСе и пошли за счастьем».
Ольга Муравьева была одним из хедлайнеров конференции «Семейный бизнес в большом городе», организованной нашей газетой. И ей было легко говорить о собственном деле, в котором участвуют все, включая тройняшек.
«На старте совместной жизни мы поняли, что обязанности надо делить поровну. Особенно при появлении тройняшек, – рассказывает Ольга семейные секреты. – Без этого счастья не построишь. Вместе мы 33 года. Старшему тридцать, сыновьям-тройняшкам по 13, младшей дочери восемь. А еще у нас – три фабрики».
О финансовом старте Ольга говорит коротко: «Денег не было».
«Мы не мечтали о сегодняшнем масштабе, – признается она. – Думали о маленьком производстве по типу бельгийских кондитерских, когда в полудомашних условиях выпускают шедевры».
Первое оборудование брали именно в Бельгии – линию длиной в десять метров и мощностью 300 кило в час. На первых порах с конвейера сходила ровно половина от заявленной мощности. А сегодняшний масштаб, о котором когда‑то и не мечталось – три фабрики, выпускающие суммарно 10 тонн продукции в час.
«Долгое время все, что зарабатывали, вкладывали в развитие, – вспоминает Ольга. – Бизнес рос, росла и семья. И каждый раз, как на американских горках – кажется, что вылетим на следующем повороте. Но уцелели. Как‑то в деревне, где была первая фабрика, закончилось электричество. Не временно отключилось, а именно закончилось. А мы планомерно росли. Из тысячи квадратных метров с наполовину обрушившейся крышей – такой мы купили фабрику – цех вырос до 10 тысяч метров. Одна линия трансформировалась в одиннадцать.
И вот на этом этапе подъема мы узнаем, что электрические мощности закончились. Тянуть новые – 14 километров с вырубкой леса. Вопрос фактически нерешаемый. В Латвии в схожей ситуации нам, кстати, пошли навстречу. Администрация региона была настолько заинтересована в появлении такого игрока, как мы, что сама протянула электричество и построила подстанцию.
И нам пришлось быстро купить новое здание для фабрики в Егорьевске. Буквально за день до рождения тройняшек я участвовала в аукционе на право выкупа здания бывшей овощной базы. Аукцион выиграли: здание в восемь тысяч метров стало второй производственной площадкой. Мы его отремонтировали и расширили. Сейчас там 26 тысяч квадратных метров, работает 14 больших линий».
Свежий Егорьевский воздух
«Обычно женщину в первую очередь воспринимают как мать: с рождением ребенка она оседает дома и ждет, пока дети вырастут. Когда родились тройняшки, был выбор: остаться дома или выйти на работу и стать мамой выходного дня, – отмечает Ольга. – Я попробовала совместить детей и работу. Выбора «материнство или бизнес» по большому счету не было – давил выигранный накануне аукцион.
На пятый день после родов я взяла мальчиков и поехала в Егорьевск. Мы жили в Москве, и я решила, что в области им будет лучше на свежем воздухе. Мальчики действительно много гуляли, раз в два часа я их кормила и снова отправляла на прогулку. Так и росли. Вечером загружала коляски в машину и возвращалась в Москву. Так формировалась наша новая семейная команда. У нас с мужем много проектов, но в одном мы едины: у нас отлично получается подбирать и формировать команду. Как в семье, так и в бизнесе».
Это твое, это мое
Принципа разделения обязанностей супруги придерживаются еще со свадьбы.
«Я занимаюсь строительством, закупкой оборудования и созданием рецептур, – говорит Ольга. – У мужа – финансы, стратегическое планирование, создание дизайна для нашей продукции и конечно продажи. Муж – гуру продаж».
Виталий нарисовал логотип бренда – «Победа вкуса». Дизайн многих оберток конфет и плиток шоколада тоже придумывал он. Но это не означает, что работают они по принципу «каждый сам за себя».
«Если нужна помощь, приходим друг другу на выручку, – отмечает Ольга. – Если мне не нравится форма крыши новой фабрики, я зову мужа, мы садимся, обсуждаем и находим решение. Если мужу нужен помощник в переговорах с сетями, едем вместе».
Все «шопинговые мечты» Ольги крутятся вокруг новых производственных линий.
«Мне безумно нравится покупать красивое оборудование и строить эти космические линии, при помощи которых один человек управляет сразу несколькими цехами», – говорит Ольга.
Детский двигатель
Она отмечает, что многое на фабрике сделано либо с подачи детей, либо благодаря им. В том числе и диетический трюфель.
«Беременная женщина одержима одной мыслью: быстро похудеть после родов. Я тоже задумывалась о конфете по принципу «ем и худею», – делится бизнес-леди. – Так появился наш трюфель с марципаном. Внизу у него марципановое донышко, дальше взбитая, насыщенная кислородом трюфельная масса, покрытая горьким шоколадом. Конфета попала на сайт к диетологу Ковалькову как продукт, рекомендованный к похудению».
В какой‑то момент, анализируя ассортимент, Ольга заметила, что там много «брутальных» позиций на основе горького шоколада.
«Я решила, что это из‑за «мужского диктата», семья в тот момент состояла из меня и четырех мужчин, – смеется Ольга. – Задумались о рождении дочки. И это счастье случилось, что сразу сказалось на производстве: появились шоколад на стевии, суфле и мармелад. Дочка, как и тройняшки, росла в моем кабинете».
Подросшие братья, кстати, тоже внесли лепту в ассортимент.
«Однажды я оставила их в субботу в лаборатории, сама убежала в цех, – рассказывает мама. – Пока меня не было, дети окунали носы, пальцы, уши в крахмал и поливали все это всеми вкусами мармелада. Зрелище получилось феерическое. Я лишь выдохнула с порога: «Что это?». Ребята ответили, что «это все и сразу». Так появился мармелад с таким энергичным названием».
Подросли наследники
«Дети обожают фабрику, всегда с удовольствием работают летом, – отмечает Ольга. – Приводят одноклассников. Пакуют новогодние подарки, клеят стикеры и уже два года трудятся операторами на линиях. Иногда приходят по субботам, зарабатывая карманные деньги. Старший сын расширил бизнес за счет открытия нового направления – ивент-агентства, назвал его «Кекс», будет специализироваться на детских праздниках. Не бойтесь семейного бизнеса! Он укрепляет семью, делает работу легче и приятнее. И свободное время всегда найдется – на любую затею».
Продолжил династию
Сын возглавил латвийскую фабрику
Первую зарплату старший сын Муравьевых Андрей получил на фабрике родителей. Но это была скорее необходимость, чем желание продолжить династию – накануне подросток с друзьями разбил дедушкину машину.
«Родители предложили заработать на ремонт самому, – вспоминает молодой человек. – Я стал оператором упаковочной линии, все лето фасовал конфеты».
Школьный период у Андрея был вольный – тройняшки еще не появились, а родители пропадали на фабрике. Андрей развлекался: играл на гитаре и бредил машинами. И мечта принесла первые деньги. Где‑то в ясеневских гаражах с друзьями открыл стихийную автомастерскую.
«Купили за 300 долларов «семерку» Жигулей, залатали дыры при помощи газеты, шпаклевки и герметика и продали за 450, – вспоминает предприниматель. – Так восстановили несколько машин».
Статья расходов была типичной для подростка: компьютер, велосипед, игровая приставка, плеер.
«С детства учили работать в команде, тогда это предполагало хорошую успеваемость в школе, помощь по дому, ответственность за поступки и уже гораздо позже – работу в компании», – вспоминает Андрей.
Условия продолжить династию Андрею не ставили.
«Я окончил МГУ, факультет госаудита. Пока учился, точного плана, кем стану, не было, – отмечает Андрей. – По вечерам работал на «Победе»: мониторил торговые точки – розничные и сетевые, придумал и внедрил систему аудита и оценки выкладки».
Первый самостоятельный проект молодого специалиста тоже пах шоколадом. Вместе с командой друзей Андрей организовал проект 5G.
«Суть была в продаже 5‑граммового шоколада с персонализацией, – отмечает предприниматель. – Мы продавали шоколад мелкими сериями от одной до десяти тысяч шоколадок в фасовке, которую заказывали клиенты».
После этого проекта Андрей решил окончательно связать профессиональную деятельность с семейным бизнесом. Это нравилось лично ему. А еще профессиональная симпатия помножилась на эмпатию к братьям и совсем крошечной еще сестре. Андрей помнил свое детство и понимал, что запуск новой фабрики в Латвии украдет у малышей родительское внимание.
«Сперва занимался организацией участия фабрики в выставках. Мы летали в Америку, Китай, Европу, – вспоминает Андрей. – Когда решили строить фабрику в Латвии, я взялся за этот проект. Переехал и курировал строительство в Вентспилсе, параллельно открывал офисы продаж.
В феврале 2016 года состоялось открытие латвийской фабрики Pobeda Confectionery, это стало важным событием для компании и семьи. «Победа» – изначально семейный бизнес. У каждого своя зона ответственности. Наша семья – это команда, в том числе и в бизнесе. Мы доверяем друг другу и поддерживаем, а для бизнеса это безусловный плюс».
Принцип «мы – одна команда» и активное привлечение друзей теперь реализуют и подрастающие тройняшки – подростки с удовольствием приходят на сборку новогодних подарков со своими друзьями.