Торг на чистоту
Совсем недавно столичный клининг отметил свое 320‑летие – 9 апреля 1699 года Петр Первый издал указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки».
О том, как и чем живет сегодня этот рынок, рассказывают участники городских тендеров на уборку – и поставщики, и заказчики.
Гайк Папоян, индивидуальный предприниматель:
Это мой первый опыт работы на рынке клининговых услуг – я выиграл тендер на уборку территории школы № 867. Судя по торгам, конкуренция в данной сфере высокая – в них принимали участие семь игроков, в результате чего начальная цена контракта снизилась на 12–14 процентов. Это падение – на грани рентабельности, и следующий шаг на аукционе я бы не сделал.
Моя основная специализация – управление недвижимостью, и рынок клининга рассматриваю как смежный, позволяющий расширить сферу деятельности. Также у меня есть опыт участия в торгах на покраску объектов, монтаж спортивных сооружений. Возможности предоставления услуг по уборке пока изучаю – слежу за всеми тендерами по клинингу».
Юрий Гуров, ООО «Клинта»:
Мы с 2004 года работаем на рынке клининговых услуг, с первых дней присутствуем на Портале поставщиков. Выиграли свыше 380 аукционов, среди наших клиентов – школы, театры, больницы, префектуры и министерства. Также заказчиками являются музей-заповедник «Царицыно», Российская государственная библиотека им. Ленина, федеральные надзорные службы.
Требования заказчиков по качеству услуг неизменно остаются высокими, а конкуренция выросла – на участие в аукционе заявляются до 20 игроков. Их количество зависит от начальной цены контракта – если она завышена, например, сформулирована на основе мониторинга интернета, то участников больше.
Сегодня на этот рынок приходит много ИП, у которых меньше налогооблагаемая база, поэтому и цену они могут предложить ниже. А наши преимущества – многолетняя работа в этой сфере и опытный коллектив.
Для новичков участие в торгах по клинингу уже не представляется сложным процессом – процедуры подробно расписаны на портале, есть служба техподдержки».
Людмила Баранова, «ОСТ Группа»:
Объединенная сервисно-торговая группа» присутствует на рынке клининговых услуг пять лет. За это время только на Портале поставщиков «ОСТ Группа» заключила более 350 контрактов. Сегодня компания ежемесячно обслуживает около 60 объектов – это, в основном, уборка внутренних помещений и прилегающих территорий.
Кроме того, специалисты «ОСТ Группа» оказывают услуги по послестроительной и генеральной уборке, мытью окон и фасадов, мелким ремонтным работам. Среди наших заказчиков – школы, префектуры, управы, коммерческие структуры. Много лет компания выполняет заказы многих государственных и коммерческих учреждений и организаций.
Конкуренция на рынке растет – сегодня он охватывает более трех тысяч компаний в Москве. Пять лет назад клининг считался маржинальным бизнесом, но сегодня расценки крайне низки. Все это – издержки для игроков. Поэтому компании приходится вносить коррективы в технологические процессы, чтобы оказывать услуги на соответствующем уровне».
Сергей Вдовин, эксперт рынка клининговых услуг:
За 12 лет присутствия на рынке клининговых услуг по результатам электронных аукционов с моим участием заключено свыше 1000 контрактов. Среди заказчиков – городские и федеральные учреждения.
Если в 2007–09 гг. в аукционе в среднем участвовали 5–7 компаний, то сегодня доходит до 50–60. При этом если в те годы снижение цены от начальной суммы на 10–20 процентов считалось существенным, то сегодня бывает и падение на 50–60 процентов.
Возросли и требования заказчиков: они активно применяют увеличившиеся штрафные санкции, и у них теперь есть право на одностороннее расторжение контракта. Наше преимущество – опыт работы на рынке и знание многих объектов. И мы всегда предлагаем адекватную цену. А для тех, кто приходит в эту сферу, мой совет: проявляйте осторожность. Это относится и к цене, предлагаемой на торгах, и к расстановке работников на объектах».
Мнение заказчика
Ирина Белоусова, руководитель контрактной службы Школы № 1248:
Анализируя достаточно непростые услуги уборки помещений и территорий в зданиях нашей школы, могу с полной ответственностью сказать, что в нашем случае основа четкого и своевременного выполнения исполнителем своих обязательств по контракту – подробная сметная документация, ТЗ, контроль за исполнением контракта и своевременная претензионная работа.
Долгосрочные (год и более) контракты гораздо эффективнее: исполнитель успевает за довольно короткий срок довести процесс оказания услуг до близких к идеальным, поскольку альтернатива – расторжение контракта и попадание в Реестр недобросовестных поставщиков. Учитывая ежедневный неустанный контроль за качеством оказываемых услуг и требования по устранению недостатков, серьезность намерений заказчика не оставляет никаких сомнений».