Штатный бухгалтер vs Бухгалтерия на аутсорсинге
При запуске нового бизнеса перед предпринимателем стоит большое количество задач: поиск клиентов, запуск продаж, найм персонала и обеспечение формальной стороны деятельности: документооборот и бухгалтерский учет. В большинстве случаев запуск собственного бизнеса связан с тем, что предприниматель знает: что, как и кому продавать, а вот формальная сторона становится настоящей проблемой. Особенно для новых предпринимателей, которые впервые строят собственный бизнес. Как вести бухгалтерию? Когда подавать отчетность? Что изменилось в законодательстве? Решение этих и многих других вопросов делегируются бухгалтеру. Предпринимателю остается лишь принять решение: брать бухгалтера в штат или пользоваться аутсорсингом бухгалтерии. В этом материале мы рассмотрим ключевые факторы выбора одного из вариантов бухгалтерского обслуживания.
Стоимость
Для многих стоимость услуг является определяющим фактором при выборе формата бухгалтерского обслуживания, поэтому начнем с него.
Штатная бухгалтерия
Средняя зарплата штатного бухгалтера — показатель необъективный. В Москве зарплата бухгалтера начинается от 45 000 рублей и достигает 150 000 рублей в месяц. В регионах бухгалтеру в штате платят от 30 000 рублей в месяц.
Бухгалтеру понадобится рабочее место в офисе с оборудованием и программное обеспечение. Нужно понимать, что есть затраты на расходные материалы для подготовки документов, обработку и отправку корреспонденции, хранение документов, поездки бухгалтеров в банк и налоговую. Не забываем про отчисления в налоговую, пенсионный фонд и страховые взносы.
Сотрудникам платят зарплату и за то время, когда они сидят в соцсетях или ходят в курилку. А за переработку — доплачивают.
Зато бухгалтер всегда «под рукой», ему можно задать срочные вопросы и потребовать результат здесь и сейчас.
Услуги на аутсорсинге
Вы платите только за реальную работу. Сами выбираете список необходимых услуг, определяете их объем и порядок оплаты при заключении договора аутсорсинга.
Стоимость услуг аутсорсинга может быть разной — от 1 667 до 600 000 рублей в месяц. Все зависит от оборотов, наличия и количества сотрудников, системы налогообложения и т.д.
Есть риск, что менеджер компании, продающей аутсорсинг бухгалтерии, подпишет вас на дешевый тариф, а потом придется доплатить за услуги, которые окажутся вам нужны, если они не входят в тариф или рассчитываются отдельно. Например, если у вас увеличился оборот, штат сотрудников или изменилась система налогообложения.
С настороженность стоит отнестись к аутсорсинговым бухгалтерам, которые работают удаленно. Чтобы работать удаленно и качественно, нужны самомотивация и самодисциплина. Поэтому здесь стоит довериться не только репутации компании и рекомендациям, а также с большим вниманием отнестись к договору: обращайте внимание, что ответственность бухгалтера должна быть застрахована!
Ответственность за ошибки
Штатная бухгалтерия
Ошибки, невнимательность, небрежность бухгалтера или нарушение им должностной инструкции могут привести к проблемам. Налоговая начислит пени, банк заблокирует счёт, контрагенты не получат документы в срок и подадут в суд, вы понесете убытки.
Проштрафившегося бухгалтера можно в итоге уволить, сделать выговор, лишить его премии. Но это не вернет вам деловую репутацию и не поможет исправить ситуацию полностью. Штатный сотрудник, конечно, несет материальную ответственность, но сумма взыскания при не предумышленном причинении ущерба ограничена размером заработной платы за месяц.
Дополнительные расходы из-за таких ошибок руководству придется оплатить из бюджета компании.
Бухгалтер может «испариться», «утащить» с собой все базы. Тогда придется восстанавливать учет и самому покрывать расходы, сумма которых варьируется от 5000 до 100 000 рублей в квартал.
Если же при этом в момент проверки не окажется первички в бумажном виде, придется заплатить штраф, в соответствии со статьей 120 НК РФ. Размер штрафа — 10 000 рублей. При повторных нарушениях в разных налоговых периодах штраф возрастает до 30 000 рублей.
Услуги на аутсорсинге
У компаний, которые имеют положительную репутацию на рынке аутсорсинга бухгалтерии, ответственность за ведение бухгалтерии застрахована от ошибок, так как они дорожат наработанной клиентской базой. У компании-аутсорсера обычно есть отдел контроля, что в штатной бухгалтерии встречается только у крупного бизнеса. Контролер-аудитор увидит ошибки, которые могли бы нанести ущерб вашему бизнесу.
Если вы получите штраф по вине аутсорсера, компания его возместит. Размер материальной ответственности существенно расширен по сравнению с тем, что вы сможете компенсировать при проблемах с наемным работником.
Но еще раз отметим, что необходимо прочитать договор на наличие этого пункта. Если пункта нет, рекомендуем обратитесь к юристу для страхования сделки.
Компетенция
Несмотря на то, что пункт не стоит во главе статьи, для многих имеет первостепенное значение. Поэтому большое внимание уделяется проверке квалификации и опыта при поиске и выборе бухгалтера.
Штатная бухгалтерия
Как убедиться в компетентности бухгалтера, если вы не владеете профессиональным опытом, и у вас нет человека, который может дать профессиональную оценку?
Лучше обратиться в агентство по подбору персонала по соответствующему профилю. Если такой возможности нет, придется довериться портфолио бухгалтера и рекомендациям.
После того, как бухгалтер найден, нужно спланировать план его обучения и повышения квалификации. Это позволит вам избежать рисков упустить из виду нормативных изменений в рабочей рутине.
Услуги на аутсорсинге
Обращаясь в аутсорсинг, никогда не знаешь, кто ведет твою бухгалтерию: бухгалтер со стажем или выпускник факультета бухучета.
Аутсорсер сам решает кадровые вопросы и следит за уровнем подготовки. Обучение и повышение квалификации проводится тоже за его счет.
Обычно в аутсорсинге на каждую задачу свой специалист. Над первичкой работает «первичник», а важные отчеты делает главный бухгалтер. Если сотрудник уйдет на больничный, в декрет или отпуск, на вашем бизнесе это не отразится. Потому что в аутсорсинге каждый сотрудник взаимозаменяем другим.
Заключение
Стоимость ведения бухгалтерии зависит от многих факторов и аутсорсинг вполне возможно обойдется вам по цене штатного бухгалтера. Штатный бухгалтер всегда под рукой и будет быстро реагировать на поставленные задачи, но с бухгалтером на аутсорсинге ваши риски финансовых потерь будут застрахованы.
Поэтому рекомендуем внимательно выбирать бухгалтера в штат и внимательно читать договор с аутсорсинговой компанией. В целом выбор бухгалтера и формата работы с ним зависит от ваших задач.
Пока оборот компании небольшой, например, бизнес открыт совсем недавно, и сотрудников или нет, или их мало — можно вести бухгалтерию самостоятельно. Можно использозовать интернет-бухгалтерию «Моё дело» и делать все в полуавтоматическом режиме. Как только бизнес начинает активно расти, и времени на ведение бухгалтерии остается все меньше — можно переходить на бухгалтерский аутсорсинг или нанимать бухгалтера в штат.
Если у вас остались вопросы – примите участие в бесплатном вебинаре «Штатный бухгалтер vs бухгалтерский аутсорсинг», который пройдет 29 января 2019 года в 11:00 (мск). Участие бесплатное. Вы узнаете больше о плюсах и минусах обоих способов ведения бухгалтерии и сможете получить ответы на вопросы. Регистрируйтесь заранее.