Close

25.12.2018

Эволюция малого бизнеса Москвы: от торговли «с газеты» до рынков Японии

ЯПОНИЯ. Самой результативной ­зарубежной поездкой члены гильдий МТПП считают участие в выставке в Токио. Бизнесмены вернулись оттуда с массой новых проектов и контактов. Фото: архив МТПП

На конференции «27 лет Московской торгово-промышленной палате. Бизнес в новых условиях: время производить» рассказали, как менялась жизнь предпринимателей столицы

Старт в эпоху перемен

Знаковое для бизнес-сообщества Москвы событие – учредительный съезд Московской торгово-промышленной палаты – произошло в эпоху глобальных перемен. Первый документ о том, что такому сообществу быть, предприниматели столицы подписали 12 декабря 1991 года. С августовского путча прошло чуть более трех месяцев, страна в глобальном смысле еще не понимала, что делать и как жить дальше, а 74 бизнесмена, по сути, делавшие свои первые шаги в бизнесе, подписали учредительные документы.

Владимир Платонов, президент МТПП

Владимир Платонов, президент МТПП

Палата формировалась в годы, которые можно смело назвать законодательной анархией – часть старых законов после распада СССР утратила силу, новые акты только разрабатывались. Учредителям, желающим с первых дней работать в рамках законного поля, приходилось лавировать.

«Основное отличие Торгово-промышленной палаты от остальных общественных организаций в том, что Палата создана предпринимателями и для предпринимателей на основании федерального и регионального законов», – отметил президент МТПП Владимир Платонов.

26 процентов доходной части ­городского бюджета составляют поступления от малого и среднего бизнеса

С оглядкой на Европу

Предприниматели на старте ориентировались на мировой опыт и интегрировали в российскую реальность западные шаблоны.

Сурен Варданян, вице-президент МТПП

Сурен Варданян,
вице-президент МТПП

«История системы торгово-промышленных палат в мире насчитывает более 400 лет. Москва – это ворота России. Поэтому работа МТПП направлена на поддержку московского и российского бизнеса в выходе на международные рынки», – отметил вице-президент МТПП Сурен Варданян. Сейчас в палате работают более 40 комиссий, курирующих сотрудничество более чем с 50 странами мира. Но это сегодня, спустя более чем четверть века со дня основания МТПП. В первые годы о таких перспективах, наверное, мечтали только самые дерзкие и самоуверенные. Малый бизнес в те годы был стихийным, и прилавком запросто могла служить пустая коробка из‑под бананов.

«У нас в архиве есть фотографии, как в Столешниковом переулке работали стихийные рынки. Люди торговали с газеты, разложенной на асфальте, на ограде заборов висели плечики с одеждой», – вспоминает Владимир Платонов те непростые времена.
В этом же году только по результатам участия в двух тематических выставках в Японии и Барселоне члены Гильдии цифровой экономики и блокчейн-технологий вернулись с предварительными договоренностями о сотрудничестве, общий объем сделок по которым может составить порядка 60 миллионов долларов.

Евгений Концевич, председатель Гильдии цифровой экономики и блокчейн-технологий при МТПП

Евгений Концевич, председатель Гильдии цифровой экономики и блокчейн-технологий при МТПП

И как отметил председатель этой гильдии Евгений Концевич, это результат уже конкретных встреч и переговоров, а не гипотетическая цифра. Бизнесмены часто сетуют, что намного сложнее выехать на выставку, чем найти партнеров уже на самом мероприятии – многим не по силам организационные взносы и оплата стендов.

Предприниматели, входящие в гильдии МТПП, участвуют в межрегиональных и международных выставках в составе коллективных стендов Палаты бесплатно. Это участие финансируется за счет Гранта Правительства Москвы.

Основное отличие Торгово-промышленной палаты от остальных общественных организаций в том, что Палата создана предпринимателями и для предпринимателей на основании федерального и регионального законов», — Владимир Платонов, президент МТПП

Круг интересов

Гильдии и комитеты, сформированные при МТПП, охватывают большую часть интересов и специализации предпринимателей.

«Общественные структуры МТПП существовали и раньше, но в этом году активизировался процесс активного их формирования снизу, по инициативе отраслевых предпринимательских сообществ, – отметил господин Платонов. – Сегодня у нас 14 отраслевых гильдий и 41 проблемный комитет, также действующий в формате гильдий».
Формирование гильдий и комитетов при МТПП – процесс непрерывный и динамичный. Уставные документы предусматривают формирование новых объединений – в зависимости от ситуации на рынке.

Более подробно узнать о структуре работы МТПП, вступлении в ряды ее членов и условиях участия в работе профильных гильдий и комитетов можно на сайте палаты – mostpp.ru

«Новоселами» этого года стали, в первую очередь, Гильдия цифровой экономики и блокчейн-технологий. Это отклик на запрос рынка. Пару лет назад сложно было предположить, что возникнет потребность в объединении предпринимателей по такому признаку. Также в этом году сформированы Комитет по поддержке и развитию хлебопечения, Комитет по корпоративной социальной ответственности, Комитет по интеллектуальной собственности, Гильдия производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна.

Анастасия ­Крылова, председатель Гильдии производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна

Анастасия ­Крылова,
председатель Гильдии производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна

Как заявила председатель последней Анастасия Крылова, эта гильдия ставит задачу подать заявку на участие Москвы в проекте World Design Capital. По мнению членов новой общественной структуры, России и Москве уже есть чем гордиться в этой сфере, и используя площадку МТПП, можно добиться признания Москвы мировой столицей дизайна. Всего же в МТПП только в этом году вступило 300 новых компаний. И этот прирост соответствует масштабам развития малого бизнеса столицы.

Андрей Тихонов, заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы

Андрей Тихонов, заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы

«Москва – крупнейший центр деловой активности. У нас зарегистрировано 780 тысяч малых и средних предпринимателей, которые дают работу более 2,2 млн человек, – отметил заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Андрей Тихонов. – Поэтому вместе с коллегами из МТПП мы сформировали одну из наиболее эффективных систем поддержки предпринимателей в стране. Она включает в себя образовательные мероприятия от небольших семинаров до огромных форумов, проходящих в «Олимпийском».

ДЕСЕРТ. Под Новый год члены МТПП выкраивают свободный вечер, чтобы обсудить итоги года и отведать традиционный праздничный торт. Фото: архив МТПП

ДЕСЕРТ. Под Новый год члены МТПП выкраивают свободный вечер, чтобы обсудить итоги года и отведать традиционный праздничный торт. Фото: архив МТПП

Место встречи

МТПП стала глобальной общегородской площадкой для нетворкинга предпринимателей города. Члены МТПП как получают льготы со стороны города и помощь в продвижении, так и находят потенциальных партнеров среди членов МТПП. По взаимной договоренности товары и услуги члены МТПП предлагают другу на особых взаимовыгодных условиях.

Артем ДАлевич, советник президента МТПП

Артем Далевич, советник президента МТПП

Советник президента МТПП Артем Далевич рассказал о новой электронной площадке, разработанной и запущенной МТПП – это платформа «Бизнес-маркет».

«Палата находится на пути цифровой трансформации. В результате появился проект электронной цифровой площадки, на которой свои товары и услуги могут представлять как члены МТПП, так и члены других палат, присоединившиеся к конвенции о сотрудничестве, – отметил Артем Далевич. – Размещаться там могут и иные предприниматели, которые подтвердят свою добропорядочность. Сейчас на площадке представлено более 500 товаров от более 100 поставщиков из разных регионов и стран».

130 мероприятий провели суммарно в 2018 году члены 14 Гильдий и 41 проблемного Комитета МТПП

Равные возможности для всех

Участие в проектах МТПП – это своеобразный знак качества и гарантия добросовестности бизнес-игрока. При Палате формируется Реестр надежных партнеров, при вступлении в МТПП потенциальные члены проходят через определенный алгоритм проверок.
Малый бизнес – это бизнес, построенный «людьми, проживающими за соседней дверью». Самыми обычными москвичами. И вовлекающий в свою деятельность также самых обычных горожан.

В самом типичном подъезде могут проживать абсолютно разные жильцы. От академиков и айтишников до тех, кто предпочитает «работать руками» и не боится физической работы на конвейере, автомастерской или в пекарне. От бывших спортсменов до тех, кому судьба вместо офисного стула уготовила инвалидное кресло. Важно, чтобы в бизнес-процессы были интегрированы все. В том числе и люди с инвалидностью.

Анна Золотаревская, председатель ­Гильдии ­экспертов по корпоративной социальной ­ответственности МТПП

Анна
Золотаревская,
председатель ­Гильдии ­экспертов по корпоративной социальной ­ответственности МТПП

Поэтому в МТПП развивается новое направление деятельности – формирование у предпринимателей социально-ответственного отношения к бизнесу. Для этого организован Комитет по корпоративной социальной ответственности (КСО), его возглавляет президент фонда «Дети дождя» Анна Золоторевская. Она рассказала, что крупные международные корпорации уже давно отражают свою социальную деятельность в нефинансовой отчетности. Это ответственный подход к бизнесу, учитывающий трудоустройство инвалидов, привлечение малого и среднего бизнеса в качестве партнеров.

«Хороший пример должен быть заразителен, эта идея должна быть на плаву, – отметила Анна Золоторевская. – Для этого бизнесменам необходимо делиться опытом и друг другу помогать».

Этот спикер сделала акцент на том, что социальная нагрузка, которую несет предприятие, сейчас становится одним из условий международного сотрудничества или выдачи кредита.

Овации и номинации

По итогам года самые активные общественные структуры МТПП получили награды в отраслевых сегментах.

«Активность и креативность» – премию в этой номинации получила Гильдия негосударственных структур безопасности (НСБ).

Эта Гильдия инициировала программу «Безопасный торговый центр». При ее участии организована горячая линия, по которой горожане могут рассказать о нарушениях в торговых центрах. В результате обращений проведено более 100 проверок, устранено несколько тысяч нарушений.

«Продолжение традиций московского предпринимательства» – призером этой номинации стала Гильдия производителей медицинских товаров и услуг. Основным проектом этой Гильдии стало создание сети семейных клиник «Мама, папа, я», в которых вся семья может получить квалифицированную помощь по доступным ценам.

«Системный подход к реализации социальных проектов» – в этой номинации отмечен Комитет по корпоративной социальной ответственности. Структура сформирована в июле 2018 года. За это время стартовал процесс систематизации показателей КСО (корпоративной социальной ответственности), формируется негосударственный реестр ответственных поставщиков и социальных проектов, разрабатывается проект трудоустройства людей с инвалидностью, в том числе и ментальной.

«Динамичный рост» – награду в этой номинации получил Комитет по развитию инвестиционной среды для бизнеса. Комитет специализируется на проведении тематических конференций, на которых выступают предприниматели из самых разных сфер экономики.

«Успешный старт» – награду получила Гильдия цифровой экономики и блокчейн-технологий. За полгода своего существования Гильдия провела серию образовательных семинаров, организовала выезд IT-специалистов на престижные международные выставки.

«Эффективный диалог бизнеса с властью» – награжден Комитет по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом (Гильдия такси). По предложению этой Гильдии Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение об отмене налога на движимое имущество. Сейчас по инициативе Гильдии такси в ­Госдуме обсуждается ­законодательное определение статуса и ответственности агрегаторов.

x
Login