Close

29.11.2016

Проще дать удочку

Член правления ВТБ24 Надия Черкасова о новых финансовых сервисах, инвестициях и краудфандинге.

— Надия, вы 22 года, так или иначе, связаны с банковским обслуживанием малого бизнеса. Как вы видите своего клиента, как он меняется?

— Вопрос одновременно и простой, и сложный. Нельзя сказать, что есть портрет клиента малого бизнеса с четкими параметрами, например, мужчина 35?40 лет, высшее образование, запустил четвертый бизнес-проект. Трудно причесать под одну гребенку. Согласитесь, даже две палатки стоящие рядом с одинаковым ассортиментом, показывают разный результат. Сегодняшние предприниматели стремятся к диверсификации, как бизнес-модели, так и рынков сбыта. Они прошли не один кризис, научились адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка. Очевиден тренд перехода в дистанционные каналы. Это определяется удобством и поведенческими моделями потребителя. Например, 99 (!) процентов клиентов малого бизнеса ВТБ24 пользуются интернет-банком.

— Да и банк стал удобнее для малого бизнеса. За три года поднялся по этому показателю до третьего места в стране.

Динамика: В 2013 году в рейтинге удобства пользования для малого бизнеса ВТБ находился на 13 месте, сейчас — на третьем
На пробу: Часть наших услуг и сервисов доступна сторонним пользователям. Тем самым мы как бы говорим — попробуйте, вам понравится
Будущее: В России женское предпринимательство — это точка роста для малого и среднего бизнеса
— Дело в команде. Я считаю крайне важным, чтобы каждый сотрудник поработал в «поле». Я могу завтра сама пойти и на день стать клиентским менеджером. Когда ты сидишь в офисе и смотришь отчеты, мир начинает складываться для тебя в эти столбики цифр. Жизнь, она существенно шире.

— У вас 380 тысяч клиентов из сферы малого и среднего бизнеса, чем вы привлекаете такую армию?

— Надежность — это важный критерий выбора банка, мы, безусловно, отвечаем этим требованиям. Второй равнозначный фактор — технологичность. Современный предприниматель хочет вести свой бизнес без ограничений. Под технологичностью я понимаю не только юзабилити, но и бесшовные, сквозные процессы для организации и ведения бизнеса. В интернет-банке ВТБ24 для бизнеса доступны небанковские сервисы партнеров, таких как Яндекс, Google, Ростелеком, RusBase.

Часть услуг доступна сторонним пользователям. Тем самым мы говорим: попробуй, если понравится — работай и дальше с нами. В открытом доступе сервис проверки контрагентов. Он позволяет проверить благонадежность контрагента, данные анализируются из восьми официальных баз государственных органов власти, а результаты выдаются в виде цветовых индикаторов (красный, желтый или зеленый). Запустив этот сервис, мы наблюдали, как к нему рос интерес пользователей в геометрической прогрессии.

КОРОТКО
Надия Черкасова. В банковской сфере — с 1994 года. Член правления ВТБ24. Глава комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России». Член совета директоров госкорпорации малого бизнеса. Ведущая передачи «Дао бизнеса» на радио Mediametrics. Воспитывает троих детей.
Заслуживает внимания доступность круглосуточной юридической поддержки. Если у клиента возникли те или иные проблемы, вопросы, он всегда может позвонить в колл-центр. Наш партнер «Яндекс» предоставляет новым пользователям интернет-банка для бизнеса ВТБ24 сертификат на контекстную рекламу. О возможностях интернет-банка я могу рассказывать долго.

— Вы активно разрабатываете тему женского предпринимательства. Так ли уж важны бизнесу гендерные отличия?

— В мире принято выделять отдельные слои предпринимательской среды: молодежный, пенсионный, женский. Более 50 процентов трудоспособного населения нашей страны — женщины. Однако в мировом рейтинге развития женского предпринимательства Россия лишь на 56 месте в мире.

На женщину не надо смотреть только как на представителя социально субсидируемого слоя. Проще дать ей удочку и научить быть независимой. По статистике банков, мы видим, что платежная дисциплина женщин выше. Соответственно, наши риски меньше. Женщины чаще приходят договариваться о реструктуризации, если возникает необходимость. У них дети, они не могут уехать в другой регион или пожить на даче.

Женское предпринимательство — точка роста малого и среднего бизнеса. Чтобы доказать это, год назад я выступила инициатором создания комитета по развитию женского предпринимательства при общественной организации «Опора России». Сейчас уже можно говорить о результатах. Мы развиваем различные программы, например, «Сделано мамой. Сделано в России». Мы исходим из того, что когда женщина делает какой‑то продукт, она не хочет плохого для ребенка, не хочет плохого для чужого ребенка и не хочет плохого для общества.

Я встречаю уникальных людей. У Евгении Белонощенко более 250 «Бэби-клубов» в пяти странах мира, при этом недавно она родила пятого ребенка. На форуме АТЭС «Женщины и экономика», где награждаются женщины-предприниматели из 21 страны мира, в этом году, в номинации лучший социальный проект, победила российская предпринимательница Евгения Лазарева с проектом — «Детский рок-фестиваль». Такого просто никогда не было!

— Какие инициативы вы можете выделить по поддержке МБ со стороны государства?

Значимым для РФ было создание Федеральной корпорации по поддержке малого и среднего предпринимательства. Задача этого института — объединить все формы поддержки, создать национальную гарантийную систему, продвинуть бизнес-навигатор (система, автоматически определяющая, какой бизнес сейчас востребован в конкретном месте — прим. Ред.). Я активно участвую в работе корпорации в составе члена совета директоров.

— Вы лично инвестируете в стартапы, в частности, в краудфандинговую площадку Бумстартер. Не проще ли хранить деньги в банке?

— Бумстартер — это российская краудфандинговая платформа, ориентированная на предпринимателей сегмента МСБ. На мой взгляд, это интересный инструмент привлечения денег для запуска небольшого бизнеса. 150 тыс. человек уже профинансировали различные проекты.

Я, безусловно, оцениваю этот проект как инвестиционный. Но параллельно это и большое доброе дело. Некрупные предприниматели тут действительно набирают деньги. Возьмем пример Гузели Санжаповой. Она увидела, как бабушки на Урале собирают ягоды, и решила организовать производство суфле. Купила оборудование, запустила два производственных цеха — суфле делают на Урале, а продают в Москве. Проект Coccobello собирал средства на Бумстартере несколько раз. И таких проектов, в том числе социальных, множество. Чем только люди не занимаются, у них столько энергии. У меня искренняя гордость за них!

Надия Черкасова советует прочитать

Р. Хофман, Б. Касноча «Жизнь как стартап»
Эшли Вэнс «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее»
Джим Коллинз «От хорошего к великому»
Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

x
Login