Close

07.08.2018

Гильдии: экзамен по гостеприимству сдан

ОПЫТ МЕГАПОЛИСОВ. У Московской Торгово-Промышленной Палаты подписано 160 соглашений с зарубежными партнерами. Общению будет помогать новый портал «Бизнес-Маркет». Фото: Алексей Антонов

На Moscow Urban Forum 2018 встретились представители европейских и российских торгово-промышленных палат

Первый опыт работы на форуме

Встреча прошла по инициативе Московской торгово-промышленной палаты. МТПП стала хозяйкой двух площадок, где и прошли панельные дискуссии: «Малый и средний бизнес в городской среде» и «Сфера гостеприимства и модели ее развития в городских агломерациях».

Moscow Urban Forum стартовал после чемпионата мира по футболу. И шлейф эмоций органично лег на тему дискуссии «Сфера гостеприимства и модели ее развития в городских агломерациях». Участники признали, что это был экзамен как для власти, так и для бизнес-сообществ. И сдан он на «отлично».

Во многом благодаря малому бизнесу — семейные кафе и отели наравне с сетевыми заведениями радушно встречали, поили-кормили и водили-возили болельщиков. И чаще в инстаграммах гостей появлялся «бабушкин борщ» из аутентичных заведений, а не космополитичные гамбургеры.

Отраслевые гильдии

На панели, посвященной развитию «Малого и среднего бизнеса в городской среде», произошел забавный казус — опоздал педантичный представитель ТПП Вены, профессиональный консультант в области маркетинга и коммуникаций Пауль Брук. Господин Брук работает в Москве и по тому, насколько пунктуально он приходит на мероприятия, можно сверять часы. А тут опоздал.

Извинившись, спикер посетовал, что не было свободных парковок. Такого ажиотажа вокруг Moscow Urban Forum он не ожидал. Пообещал в следующий раз заказать такси. Так дискуссия вышла на тему того, как жизнь в мегаполисе меняется силами не только крупных игроков, но и малого бизнеса. Президент МТПП Владимир Платонов отметил, что город перешел на европейскую систему такси в том числе и благодаря транспортным гильдиям в составе МТПП.

Турецкий опыт
58% инвестиций в Стамбуле приходится на МСБ. 60-90% доля налогов со стороны МСБ в бюджеты турецких городов.

«Мы поддерживаем деятельность гильдий в составе МТПП — это объединение экспертов и предпринимателей по отраслевому признаку, — продолжил Платонов. — Пример того, как при помощи одной из гильдий менялась ситуация с такси, в небытие ушли «бомбилы», их сменили 90 тысяч легальных таксистов. Они платят налоги и гарантируют безопасность. Такси стало одним из видов общественного транспорта — массовым и доступным! Мы на третьем месте по дешевизне услуг такси. И так гильдии работают по многим направлениям».

Роль консолидации

Платонов отметил, что скачок в развитии такси стал возможен благодаря обмену опытом с зарубежными коллегами — мы интегрировали эффективные европейские схемы, не требовавшие адаптации. Обмен опытом идет и в других сферах. Гость из Австрии рассказал про опыт «домашних офисов» — в Вене малый предприниматель может зарегистрировать фирму по домашнему адресу.

Гости отмечали, что в их странах МСБ является серьезным игроком на рынке и рассматривается как основной источник пополнения бюджета и формирования рабочих мест. Да, по отдельности это «малыши» — кафе на 2‑3 столика на тротуаре или мини-отель, но вместе это сила.

«Малый и средний бизнес самый патриотичный бизнес, — отметил вице-президент МТПП Сурен Варданян. — Он больше всех заинтересован в процветании территории, на которой работает».

Вице-президент ТПП Стамбула Дурсун Топчу отметил, что одним из направлений поддержки предпринимательства является открытие технопарка. Вице-президент МТПП Сурен Варданян уточнил, что в Москве действуют 33 технопарка и взаимодействие с турецкими коллегами станет новым направлением сотрудничества московской и стамбульской ТПП.

«Мы продолжим работать с ТПП городов с высокой бизнес-активностью, — отметил Варданян. — У нас около 160 соглашений с зарубежными ТПП. В первую очередь это Вена, Париж, Дели, Сеул, Стамбул, Будапешт, Карачи. Но при этом, через запятую — Минск, Ереван и другие города СНГ.

Все хотят нормальной и выгодной работы. Институту торговых палат более четырехсот лет. Это очень продолжительный опыт бизнес-содружества. Часто он формировался в виде отраслевых гильдий, а потом трансформировался в сообщества. У каждой палаты есть законное основание для работы и запротоколированные правила работы. В столице это Закон города Москвы «О московской торгово-промышленной палате».

БЮДЖЕТ: по итогам прошлого года доля доходов от деятельности МСБ составила 26 процентов бюджета Москвы. «В нынешнем году эти показатели значительно выросли, и только за I квартал мы получили более 500 млрд рублей (около 9 млрд долларов), — отметил Владимир Платонов».

Поддержка города

«Власти реализуют различные механизмы поддержки МСБ, такие как упрощенная система налогообложения, — подчеркнул Платонов. — Введены налоговые каникулы, предусмотрено возмещение части затрат по договорам аренды и кредиту».

«Официально декларируется, что в городских мероприятиях 25 процентов участников должны составлять предприятия малого и среднего бизнеса, — поддержал коллегу вице-президент МТПП Сурен Варданян. — По ряду проектов степень участия приблизилась к 30 процентам. Это теперь полноправные участники городского заказа».

МТПП со стороны города под­держал и гендиректор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Андрей Железняков, рассказав, как власти помогают предпринимателям: в столице созданы 15 Центров услуг для бизнеса, где предприниматель может получить информационно-консультационную помощь. Развиваются онлайн-сервисы.

«Предприниматель, работающий по упрощенной форме налогообложения, может заполнить в интернете несколько граф и в течение дня ему придет заполненная налоговая декларация», — привел пример новаций Железняков.

Президент МТПП сделал акцент и на роли общественных объединений бизнеса, их поддержка очень важна для представителей МСБ.

О деятельности Молодежного комитета МТПП рассказала его председатель Марина Шматова. Она выделила еженедельные бизнес-завтраки для начинающих предпринимателей, где каждый участник может выдвинуть для обсуждения любую бизнес-идею. Она рассказала, что члены палат выручают друг друга и за рамками протокола, если коллеги попали в затруднительную ситуацию во время деловой поездки. Так представители ТПП Мюнхена помогли однажды московской молодежной делегации.

Участники согласились, что перед мегаполисами стоят схожие проблемы в плане развития МСБ и пути их решения схожие.

«Сегодня мы обсуждаем формат взаимодействия малого и среднего бизнеса с ТПП регионов. Приехали представители 15 палат, рассказали, как реализуются программы поддержки малого бизнеса в их городах, — отметил Варданян. — В МТПП существуют отраслевые профессиональные гильдии, консолидирующие представителей малого и среднего бизнеса, представители этих форматов составляют 70 % от численности членов палат. На форуме мы декларировали создание «Бизнес маркета» — каталога услуг для бизнеса в Москве. В его рамках будем активно сотрудничать с бизнес-комьюнити других городов и стран.

При нашем содействии зарубежные бизнес-платформы аккумулируются с возможностями Москвы и заработают по России. Наши предложения рынку интересны не только москвичам, но и регионам. И Москва здесь не «старший брат», а полноценный партнер. И в этом мы опираемся на опыт зарубежных палат».

«Значит, идем верным путем», — подытожил слова коллеги Президент МТПП Владимир Платонов.

Туристическая мекка

Вторая дискуссия, организованная МТПП палатой в рамках Moscow Urban Forum 2018, называлась «Сфера гостеприимства и модели ее развития в городских агломерациях». Представители гильдий МТПП, работающих в сфере туризма и гостеприимства и коллеги, обсудили потенциальные возможности Москвы как вновь открывшейся туристической мекки.

Миллионы болельщиков гостили в столице месяц, пока шел чемпионат мира по футболу.

«Организация такого масштабного мероприятия — это общий успех, — подчеркнул Владимир Платонов. — Наши гильдии с достоинством выдержали этот экзамен».
Обсудили, как, покорив эту волну, двигаться дальше.

Президент туристического агентства «Цезарь тревел», председатель Комитета МТПП по туризму и гостиничному бизнесу Сергей Абрамов отметил, что туристические возможности Москва-реки пока используются на 30‑40 процентов.

«Предстоит работа по освоению причального пространства, по обновлению флотилии, — уверен Абрамов. — Десять красавиц-яхт «Рэдиссон», курсирующих круглогодично, доказали, что необходимо развивать туристические возможности реки. Она может стать и пассажирской транспортной артерией».

Генеральный менеджер отеля Petroff Palace Hotel, директор по развитию отеля «Метрополь» Инна Пехова рассказала, что туристы перестали рассматривать гостиницы как койко-места.

«Отель — это лицо города, по нему складывается первое впечатление о путешествии, — подчерк­нула она. — В отеле сосредоточены туруслуги: трансфет, питание, развлечения, удовлетворение различных, порой весьма неожиданных, просьб постояльцев. Сетевые отели справляются, однако у их небольших или начинающих «коллег» не всегда хватает сил для предоставления всего спектра услуг».

В этом, по мнению Инны Пеховой, могла бы помочь специализированная городская служба, о создании которой стоит задуматься.

«Например, если у отеля нет службы такси, гости через ресепшн­ могли бы обратиться в специальное такси, где водители гарантированно знают иностранный», — предложила госпожа Пехова.

Президент парижской ТПП Этьен Жан Гийо рассказал об опыте местных тургильдий — чувствуя конкуренцию, они взялись за повышение квалификации персонала, занятого в сфере гостеприимства. Гость из Парижа указал москвичам на преимущества Москвы, которые мы пока развиваем не очень активно.

В Париже существуют ограничения для организации автомобильного туризма. В Москве таких ограничений нет. А создание индустрии автотуризма только обсуждается.

«В столице зарегистрировано более 5,5 миллиона автомобилей, но нет ни одного туристического авто-маршрута», — согласился с французским гостем председатель Комитета по вопросам развития устойчивых транспортных систем МТПП Сергей Лобарев.

При этом господин Лобарев отметил, что наконец‑то «лед тронулся»: 30 июля на первое заседание в Госдуме РФ соберется рабочая группа по развитию автотуризма в России.

Подводя итоги дискуссии Владимир Платонов отметил, что главное достижение туризма в том, что он разрушает границы, и прежде всего — в головах людей. Миллионы довольных болельщиков, скандировавших в метро и на улицах «Спасьиба, Руссия» — лучшее тому доказательство.

x
Login