Как создать Московское экономическое чудо
Дискуссия экспертов о том, как должна развиваться столица с точки зрения бизнеса
Вадим Кумин, кандидат экономических наук, президент Финансово-банковского совета СНГ
«Мы рискуем потерять промышленный потенциал»
– Москву сегодня часто представляют одним из ведущих деловых и экономических центров мира. На первый взгляд это так – московский бюджет сопоставим с бюджетами крупнейших мегаполисов.
В этом году в долларовом выражении он превышает 35 миллиардов. Для сравнения: бюджет Лондона составляет чуть больше 20, Парижа 11–12, Лос-Анджелеса 7, Мадрида 6 миллиардов. По бюджетной обеспеченности на человека в долларах Москва опережает эти города, уступая лишь Нью-Йорку.
В 2017 году профицит бюджета столицы составил 1,8 миллиарда рублей – в казну поступило более 2 триллионов рублей. При этом в большинстве мировых рейтингов Москва занимает низкие места по качеству жизни, экологии, транспортной доступности и т. п. Лишь в одном рейтинге она находится в первых двух десятках – по дороговизне жизни.
Москва всегда была городом передовой промышленности. Сегодня же превратилась в центр торговых и управленческих услуг. Это положение шаткое, поскольку зависит от конъюнктуры мировых цен на сырье и геополитических рисков. Большая часть бюджета Москвы формируется из налоговых доходов.
В их структуре лидируют налог на доход физических лиц – 47,5 процента и налог на прибыль – 36,5 процента. Основная статья неналоговых бюджетных поступлений – доходы от использования имущества в государственной и муниципальной собственности.
Например, доходы от размещения средств бюджета и сдача в аренду помещений приносят 65,8 процента. Таким образом, основной доход бюджету приносят крупные компании, зарегистрированные в Москве, а не деятельность различных секторов экономики. Это не удивительно – в реальном секторе работают всего 5 процентов москвичей.
5 процентов москвичей работают в реальных секторах экономики столицы.
Структура валового регионального продукта Москвы также отличается от стандартов развитых экономик мира. Более трети объема ВРП дает оптовая и розничная торговля, по 18 процентов – операции с недвижимостью, а также обрабатывающая отрасль и производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В то же время в структуре экономики Нью-Йорка производство, коммунальные, информационные, профессиональные научные и технические услуги составляют 24,6, финансовая деятельность 17,8, а торговля – всего 9,4 процента.
Эти перекосы будут вести к ухудшению экономических показателей Москвы и, соответственно, к дальнейшему снижению уровня жизни горожан. Потому нужно изменить структуру экономики за счет роста предприятий реального сектора, стимулирования экспорта и поддержки производственного малого и среднего бизнеса.
Городу необходимо наукоемкое производство, так как он остается сосредоточением ведущих вузов, научных и проектных институтов. Москва должна стать центром по производству и внедрению альтернативной энергетики, IT, биотехнологий. Для этого нужно строительство технопарков на базе ведущих вузов и научных организаций.
Москве нужно и возрождение традиционных отраслей, в которых город занимал лидирующие позиции – пищевой промышленности, машиностроения, особенно в области ВПК, авиации и энергетики, легкой промышленности, приборостроения, транспортного машиностроения и т. д. Для этого нужна программа со льготным кредитованием, выделением земли по льготным ценам – подготовки кадров, логистики, научной базы разработок.
Для прорывных направлений и экспортно-ориентированных отраслей следует установить налоговые каникулы сроком до 3‑х лет. При этом у инновационной продукции не менее 5 лет должен быть гарантированный заказчик.
Для привлечения инвестиций в развитие реального сектора экономики, включая малый и средний производственный бизнес, налог на имущество необходимо снизить до 0,1 процента от кадастровой стоимости и упростить правила выкупа занимаемых производственных помещений.
Еще одно условие – освобождение предприятий от бесконечных проверок и введение экономической и административной ответственности контрольно-надзорных органов за необоснованность принимаемых ими решений.
Основные контуры новой экономической политики должна определять межведомственная комиссия, в которую войдут представители федеральных и городских властей, науки, производства и бизнеса.
Вадим Самыгин, старший аналитик Центра политических исследований в России
«Промышленность демонстрирует рост и развитие»
– Хотя Москва и обделена полезными ископаемыми, существенную роль в структуре производства играет обрабатывающая промышленность, а налоги, поступающие в городскую казну от крупных предприятий, составляют основу столичного бюджета. В последние годы на первый план в экономике города выходят высокотехнологические производства.
В кризисном 2015 году обрабатывающие производства столицы выпустили продукции на 1,6 триллиона рублей – это примерно в пять раз больше, чем произвела, например, Новосибирская область. Сейчас этот показатель еще выше. Обрабатывающие производства дают более 18 процентов валового регионального продукта столицы, строительство приносит еще 4,4 процента ВРП.
Промышленность российской столицы в прошлом году показала рост производства на 3 процента, а инвестиции в основной капитал увеличились на 0,7 процента и достигли 1,7 триллиона рублей.
В московской промышленности заняты всего 16 процентов жителей, остальные – это работники сферы услуг, чиновники, силовики, врачи, учителя, представители творческих профессий. Тем не менее традиции производства в Москве сохраняются, и даже 16 процентов рабочих вносят значимый вклад в экономику города.
Большую роль по‑прежнему играет пищевая промышленность. Продукция Лианозовского и Царицынского молочных комбинатов известна не только в столице, но и по всей стране. Лианозовский комбинат к тому же считается самым крупным молочным предприятием Европы. Успешно развиваются хлебобулочное и кондитерское направление и мясопереработка.
Москве удалось сохранить традиции авиа и двигателестроения, производства лекарственных препаратов, электроники. В последние годы особое внимание уделяется высокотехнологичным производствам – правительство города активно поддерживает развитие промышленных зон и технопарков.
28 технопарков и 24 промышленных комплекса работают в Москве на сегодняшний день.
С 2012 года московские власти формируют комплексную систему поддержки предприятий и инвесторов в реальном секторе экономики с помощью предоставления промышленным комплексам и технопаркам особого статуса, налоговых льгот и снижения ставок арендной платы за землю. Это позволяет инвесторам и эффективно работающим предприятиям серьезно снизить нагрузку по платежам в бюджет столицы на 10–25 процентов.
При этом технопарки и промкомплексы должны соответствовать определенным требованиям и принимают на себя ряд обязательств – по рациональному использованию принадлежащих им земельных участков, инвестированию в развитие производства, выплате достойной зарплаты работникам. Именно развитие технополисов и промкомплексов стало одним из ключевых факторов успешного развития московской промышленности в целом.
На сегодняшний день в Москве статус технопарка и промышленного комплекса присвоены уже 52 объектам, из них – 24 промышленных комплекса и 28 технопарков. Они объединяют в общей сложности около 1,5 тысячи предприятий и дают работу более 70 тысячам человек, в том числе молодежи, которая занимается созданием инновационной продукции.
Кроме того, реализация программы поддержки инвестиций позволила Москве успешно выйти на уровень ведущих мегаполисов Европы по простоте и удобству ведения бизнеса. Благодаря многочисленным предоставляемым льготам, работать в российской столице инвестору становится все выгоднее.
Во многом поэтому Москва ежегодно привлекает порядка 50 процентов всех иностранных инвестиций, приходящих в Россию. В результате столица заняла пятое место среди крупнейших мегаполисов Европы в рейтинге привлекательности для инвесторов, опередив такие города как Хельсинки, Варшаву, Берлин и Стокгольм.
А с кем из экспертов согласны вы, уважаемые читатели? Свои мнения вы можете присылать в газету «Малый бизнес» на почту info@mr-msk.ru