Бизнес, который растет на крыше
Как с помощью городских теплиц москвичи уже сегодня могут освоить профессию будущего
Впервые свой проект школы сити-фермерства UrbaniEco Татьяна Дубовская представила на конкурсе «Инновации в образовании» в 2016 году. «Мне говорили: «Проект замечательный, но мы не верим». Я восприняла это как вызов. За два года мы объединили около тысячи человек, занимающихся выращиванием сельхозпродукции в городе. Помогаем тем, кто осваивает эту профессию. Рабочих мест не хватает, а возможность заработать на этом рынке есть, но для этого нужен предпринимательский навык. Этому мы и обучаем», — говорит Татьяна.
Мыслить мегаполисом
Сити-фермерство — новый термин. Возник не так давно, а в российском контексте кажется и вовсе незнакомым. На деле это выращивание растений в условиях города: в помещениях, на крышах и даже стенах с использованием специальных устройств, которые позволяют создать управляемую среду.
Источниками вдохновения для Дубовской стали выкладки шведского экономиста Кьелла Нордстрема, соавтора знаменитого манифеста «Бизнес в стиле фанк», и «Атлас новых профессий», составленный экспертами Московской школы управления «Сколково». Последние говорят о тех специальностях, которые окажутся за бортом рынка труда в последующие 20 лет, и тех навыках, которые будут самыми востребованными уже в ближайшие годы. А первый обосновывает сходные выводы о профессиях тем, что человечество взяло курс на урбанизацию.
В будущем, по мнению Нордстрема, останется всего 600 крупных городов и люди будут мыслить масштабами мегаполисов, а не стран — на них будет приходиться более 95 % экономической активности. И все сходятся на том, что наиболее актуальна в новых условиях кроссплатформенность — способность совмещать в одной деятельности знания и умения из разных отраслей.
Один из ярких примеров тому — сити-фермерство. Поэтому обучить людей, как выращивать растения в городских условиях уже сегодня, — одна из задач школы UrbaniEco. Еще одна — объяснить, как продавать такую продукцию, искать клиентов. Третья — нести новые знания в школы.
Многие школы крайне заинтересованы в том, чтобы принимать участие в таких конкурсах, как JuniorSkills и WorldSkills, а для этого им необходимо новейшее оборудование, — говорит Дубовская
Бизнес на дому
Главная особенность сити-фермерства — его высокая технологичность. Вся продукция, рассказывает Дубовская, выращивается без земли в специальных системах. Полив и освещение в них автоматические, а управлять процессами можно с помощью смартфона. Порог входа в этот бизнес невысок: установить оборудование можно прямо в квартире, потратив 50 тысяч рублей.
«Фермерство может быть выгодным для молодых матерей, пенсионеров — словом, тех, кто испытывает проблемы с трудоустройством. Нужно лишь поставить процесс на бизнес-рельсы и научить, как наладить сбыт. У нас на курсах они узнают о DIY-наборе: списке деталей, из которых можно самому собрать ферму», — рассказывает эксперт. UrbaniEcо может помочь и серьезному бизнесу: поставив оборудование для городского фермерства, аналогов которому в России нет.
По словам Татьяны Дубовской, основателя Школы сити-фермерства UrbaniEco, городское фермерство уже выходит в конкурентную плоскость: «Технологические проблемы практически решены: можно гарантировать урожай, нормальную себестоимость».
Столичный тренд
По мнению Татьяны, у сити-фермерства есть все шансы стать трендом в Москве, и довольно скоро, через какую‑то пару лет такие проекты не будут вызывать удивления. «Темп рынков сегодня такой, что для развития отрасли нужен уже не десяток лет, а всего год-другой, и то, что сейчас кажется уникальным, — лишь свидетельство того, что мы в самом начале пути», — подчеркивает Дубовская. Так, по ее словам, городское фермерство уже выходит в конкурентную плоскость: «Технологические проблемы практически решены: можно гарантировать урожай, нормальную себестоимость».
От мастер-классов до агрохакатона
Обучение — важная составляющая деятельности UrbaniEco. Причем обучение как взрослых, так и детей. Для последних, к примеру, школа сити-фермерства проводит в обычных школах агрохакатоны и агромейкертоны. Тут желание сотрудничать с общеобразовательными учреждениями свело Татьяну Дубовскую с Порталом поставщиков — через него UrbaniEco получает заказы на проведение обучающих мероприятий.
«Для того чтобы работать со школами, мы действуем по правилам — размещаем предложения о проведении мастер-классов по сити-фермерству для учебного учреждения», — рассказывает она. Помимо этого, благодаря сайту они уже поставили свою теплицу в подмосковную школу. Предприниматель надеется, что столичные образовательные учреждения заинтересует инновационная разработка.
DIY — от англ. Do It Yourself, «сделай сам»— вид деятельности, включающий в себя самостоятельное изготовление, ремонт, усовершенствование техники, мебели, одежды, оборудования и других товаров широкой промышленности.
Профориентация школьников
Такие закупки для школ — еще и прекрасная возможность не только организовать процесс обучения по‑новому, но и предоставить своим ученикам шанс войти в программы ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников, которые проводятся при поддержке Минобра и Минпромторга России. «Многие школы крайне заинтересованы в том, чтобы принимать участие в таких конкурсах, как JuniorSkills и WorldSkills, а для этого им необходимо новейшее оборудование, — говорит Дубовская. — И я уверена, что ребятам надо сразу давать возможность учиться на самом инновационном оборудовании, которое есть сегодня в Москве».
Готовность к диалогу
Продукцию, которая не имеет аналогов на рынке, продать сложнее — вряд ли покупатель будет искать именно такой товар. «Хотелось бы, чтобы для действительно инновационной продукции была отдельная площадка, которая позволила бы показывать именно такой продукт, — говорит основатель UrbaniEcо. — Инновации — это всегда смена модели поведения или потребления».
Город может помочь, а UrbaniEco, в свою очередь, готова к диалогу. «Мы открыты для всех и способны доказать, что мы лучшие, что можем проводить мероприятия под заявки самих школ и готовы разрабатывать продукт вместе с образовательными учреждениями», — говорит Татьяна Дубовская.
***
Площадки под офисно-складские комплексы, производственные базы и промышленные предприятия выставлены на торги.
По два лота сдаются в аренду в Южном административном округе, Юго-Западном и Зеленоградском административных округах.
По одному лоту выставлены на аукционы в Северном и Западном АО. Все земельные участки расположены в промышленных зонах, рядом с крупными железнодорожными и транспортными узлами.
Площадь застройки варьируется от шести тыс. кв. м. по улице Нарвская в Северном АО до 81 тыс. «квадратов» по Проектируемому проезду № 188 в Юго-Западном АО. Срок аренды участков — от трех лет и двух месяцев до семи лет. Их начальная цена стартует от 5,6 млн руб. на западе Москвы в промзоне «Южная» до 30 млн руб. на юге столицы по улице Дорожная. Аукционы пройдут летом 2018 года.
Лотовую документацию по каждому участку можно найти на Инвестиционном портале investmoscow.ru в разделе «Земельные объекты». Вопросы по участию в аукционах можно задать в информационную службу «Инвестиционный консультант» по телефону: 8 (499) 652 60 25.
***
Ищите помещение? Есть 400 предложений
Сегодня предпринимателям предлагается около 400 объектов, большая часть которых расположена на первых этажах жилых домов с отдельным входом. Документация по каждому размещена на инвестпортале Москвы в разделе «Продажа недвижимости».
Продано свыше 100 объектов свободного назначения из городской казны — это результаты торгов через единую торговую площадку с начала 2018 года. В среднем на один лот претендовали пять участников.
Больше всего помещений через аукционы реализовали в ЮЗАО — 19 лотов, в САО — 16 лотов, а в ЗАО продано десять объектов. Самым востребованным оказалось помещение в доме рядом со станцией метро «Новокосино». А самые активные покупатели городской недвижимости — индивидуальные предприниматели и частные лица. Претенденты готовы бороться за объекты, при этом итоговые цены сохраняли свою привлекательность по отношению к предложениям на свободном рынке. До конца 2018 года планируется выставить на торги еще около 500 таких помещений.
***
Количество вакантных офисов в Москве сокращается 6 кварталов подряд
Растет спрос на аренду офисов среди столичных предпринимателей: в первом квартале 2018‑го сокращение доли вакантных площадей сопровождалось синхронным увеличением арендных ставок по всем классам помещений. Одна из причин — увеличение количества предпринимателей, а также их доходов.
Так, за первые три месяца 2018 года прибыльность организаций, работающих в Москве, выросла на 12,2 процента, а общее количество индивидуальных предпринимателей — на 11,2 процента. В то же время арендные ставки по офисам класса А и B увеличились на 2,4 процента, достигнув при этом средних значений 23,5 и 14,4 тыс. руб. за кв. м. Вакантность офисных площадей снижается — эта тенденция сохраняется шесть кварталов подряд. Если сравнивать с показателями 2017 года, то свободных офисов класса А стало меньше на 1,9 процента, а класса В — на 0,6 процента.
***
Авторемонт, прокат и ветклиники — лидеры по получению патентов
Вполовину превысили показатели первого квартала прошлого года поступления в столичный бюджет от продажи патентов на оказание бытовых услуг — за январь-март 2018 года московские предприниматели приобрели свыше шести тысяч патентов на эти виды деятельности на сумму около 300 млн руб.
Так, более тысячи патентов пришлось на автобизнес — их покупали предприниматели, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом машин и мотоциклов. Это почти на 50 процентов больше, чем за такой же период прошлого года. Выручка от их продажи — почти 100 млн руб.
Хорошую динамику показал бизнес по ремонту и изготовлению оптики, а также услуги проката — продажи этих патентов выросли более чем на 60 процентов и принесли в совокупности 12 млн руб.
На третьем месте по темпам роста — ветеринарные услуги. Предприниматели куприли на 52 процента больше патентов на этот вид бизнеса, чем в прошлом году. Эти показатели — хороший индикатор того, как малый бизнес Москвы оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка: бытовые услуги сегодня — одной из самых востребованных.
***
Бизнес на 50 метрах: мини-площади пользуются особым спросом на аукционах
Каждое третье помещение, выставляемое на городские торги за последние два года, имеет малую площадь — малый бизнес активно приобретает нежилые объекты площадью до 50 кв. м. В среднем на каждый объект претендуют шесть участников.
С начала 2018 года проведено 60 аукционов, для участия в которых поступило около 350 заявок. Больше всего объектов малой площади реализовано в САО — 12, на втором месте ЮЗАО — 10, на третьем ЦАО — 8. Рекордсменом также стал нежилой объект (44 кв.м.) в новом жилом комплексе на Дмитровском шоссе. На лот претендовали 30 участников, итоговая цена увеличилась в два раза и составила 4,5 млн руб.
Сегодня на аукционах можно купить более 30 нежилых объектов площадью от 18 до 49 «квадратов». Ознакомиться с документацией по каждому лоту можно на инвестиционном портале Москвы.