Онлайн-кассы 2018
Что ждет предпринимателей, попавших под «вторую волну» кассовой реформы
Более года прошло с того момента, как вступил в силу 54-ФЗ, но до конца эпопеи с переходом бизнеса на новый порядок использования контрольно-кассовой техники еще далеко. Некоторым предпринимателям предстоит перейти на онлайн-кассу в этом году, некоторые получили отсрочку до следующего.
«Вторая волна» перехода наиболее затронет малый бизнес, который в основном применяет патентную систему налогообложения и платит ЕНВД. Эксперты «Малого бизнеса» обсудили новые и старые проблемы перехода на онлайн-кассы в рамках круглого стола «Онлайн-кассы 2018. Новые правила перехода для малого бизнеса», прошедшего в Библиотеке префекта ЦАО. В качестве модератора встречи выступил директор по развитию системы управления торговлей EKAM.ru Семен Окороков.
Кто получил отсрочку до 1 июля 2019 года:
1. Хозяйствующие субъекты (юрлица и ИП) на ЕНВД (кроме розницы и общепита)
2. ИП на ПСН (кроме розницы и общепита)
3. ИП на ПСН и ЕНВД (в сфере розницы и общепита), осуществляющие деятельность без привлечения наемных работников
4. Хозяйствующие субъекты на общей либо упрощенной системе налогообложения, которые оказывают услуги физическим лицам (кроме услуг, связанных со сферой общепита)
5. ИП без наемных сотрудников, использующие в качестве инструмента продаж вендинговые автоматы
Переносы от лукавого
Большинство малого бизнеса и предпринимателей получили отсрочку до 2018 года. Этого оказалось недостаточно и для некоторых категорий подключение по реформе перенесли еще на год — теперь они должны перейти на онлайн-кассы до 1 июля 2019 года. Эксперты отмечают — отсрочки скорее вредят исполнению реформы, чем помогают.
«Очевидно, что эти переносы породили надежду у предпринимателей: вдруг перенесут еще или вообще отменят», — отмечает руководитель направления облачного ритейла МТС Олег Сушков.
Впрочем, как говорит координатор Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли Галина Заманова, появилась не только надежда, но и опасения — дистрибьюторы боятся закупать большое количество техники, которая, может быть, никому не пригодится.
Но есть от переносов и польза: новые поправки немного распределят «вторую волну» перехода. Ожидается, что в этом году переход совершит около 1,3 миллиона предпринимателей и порядка 1 миллиона в следующем. Данная мера поможет немного распределить нагрузку — а это очень важный момент, ведь того, что бизнес заблаговременно будет устанавливать кассы, ожидать не приходится.
В последний момент
Как отмечает Владимир Канин, генеральный директор PayMe, микробизнес, который будет переходить на новый порядок ККТ — «узкое» место реформы. «Самое большое сопротивление будет от него», — подчеркивает эксперт.
По оценкам Олега Сушкова, в этом году волна перехода начнется не раньше мая.
«В прошлом году спрос сместился на март — учитывая, что это были юридические компании со специальными людьми, которые всем этим занимались. Сейчас, думаю, он сместится еще сильнее и начнется не раньше, чем после майских праздников. Предприниматели будут оттягивать до последнего, и спрос будет резкий», — говорит он.
Операционный директор компании HelpLine Елена Вахета такую оценку считает даже излишне оптимистичной: по ее мнению, массовые подключения придутся на конец июня. «Микробизнес хочет максимально оттянуть этот момент, и действительно, купить кассу 30 июня. А может вообще выборы пройдут и все это перенесут на 2020 год — вот так говорит эта аудитория», — отмечает она.
Но причина на это есть достаточно весомая. «Многие представители микробизнеса даже с техникой никогда не работали. Даже самое простое решение для них страшное», — подчеркивает Вахета.
Сейчас правильная задача и для налоговой, и для производителей техники и решений — максимально, со всех сторон информировать этот сегмент. Чтобы люди были готовы, думали и выбирали наиболее подходящие для себя решения. Это наша главная задача и цель сейчас», — Андрей Синютин, заместитель коммерческого директора ПЛЮС Кассы (QIWI и ШТРИХ-М).
Новая волна, новые проблемы
Директор «Мерката. Умная касса» Юрий Кушпель сравнивает экономику микробизнеса с ведением личной бухгалтерии. «Люди, которые ведут личную бухгалтерию, приобрели привычку — знания, которых для этого достаточно — и с этой привычкой живут. Поймите, микробизнес также живет с привычкой управления бизнеса по деньгам. Поэтому большая часть из них и рассматривает эту реформу как акт насилия. Мы говорим, что все просто, но для них это не так», — поясняет он.
«Сейчас мы в начале пути, и предприниматели находятся в стрессе. Поэтому должна быть разъяснительная работа, упрощение некоторых процедур», — также говорит Кушпель.
Также подчеркивает Галина Заманова, существует проблема рентабельности: стоимость решений иногда делает обновление нецелесообразным. В частности это касается вендингового бизнеса, которому также предстоит переход в этом году: универсального технического решения для фискализации аппаратов нет, а существующие стоят немалых денег.
Тем не менее со многими проблемами, возникшими у первой волны, предприниматели уже не столкнутся: опыт прошлого года был учтен. Помимо этого, отмечает директор по продуктам компании «АТОЛ» Эдуард Болмосов, микробизнесу не нужны сложные автоматизированные системы — они будут искать простейшие решения. Да и опыта у производителей и продавцов кассовой техники прибавилось.
Но проблема страха все равно остается. «Нужно снять страх. Люди боятся, что это сложно, дорого и т. д. Все видели проблемы, с которыми столкнулись крупные бизнесы. На момент первой волны все шло тяжело, все страдали — и поставщики, и вендоры, и интеграторы, и все остальные. Думаю, сейчас будет немного полегче, но страх все еще есть», — говорит Кушпель.
Помогать информацией
Одна из основных причин страха — отсутствие информации. «Есть очевидная проблема с информированностью по поводу реформы. Да, каждый из нас вкладывается в это и силами, и ресурсами, деньгами и всем, чем только можно, но пока этих усилий явно недостаточно, чтобы до каждого владельца бизнеса донести простую идею о том, что это необходимость приобретения онлайн-кассы – это не только обязанность и проблема, но и большая возможность.
Онлайн-кассы не просто устройство для печати чеков: по сути, предприниматель получает доступ к десяткам сервисов, которые помогут уменьшить потери, увеличить выручку, получить дополнительные источники доходов – в перспективе, сократить закупочные цены и многое другое. То, что сейчас реальность с мобильными устройствами, становится таким и в сфере ритейла», — отмечает директор по маркетингу «Эвотор» Сергей Андрияшкин.
По словам заместителя начальника отдела оперативного контроля УФНС России по г. Москве Алексея Осипова, налоговые органы делают основной акцент именно на информировании.
«Мы стараемся максимально охватить налогоплательщиков, независимо от того, когда наступает прямая обязанность в применении ККТ. Налоговые органы делают все возможное для перехода и побуждения налогоплательщиков к заблаговременному переходу на онлайн-кассы», — рассказывает он.
Окно возможностей
Новые возможности — именно то, что может привлечь «маленьких предпринимателей» к замене техники. Конечно, всегда остается вопрос цены: в такое нестабильное время расставаться со своими деньгами еще сложнее. Но если существует необходимость, почему бы не воспользоваться ею — особенно, если учесть тот факт, что даже самые бюджетные решения могут поменять бизнес к лучшему.
«Малый бизнес продолжит покупать автономные кассы в силу дешевизны, но сейчас даже при применении таких касс данные все равно попадают к оператору фискальных данных, появляется возможность анализировать свои продажи.
Даже если предприниматель не использует товароучетную систему — можно будет проанализировать продажи, увидеть динамику, статистику своей торговли», — описывает эти возможности руководитель проекта ОФД «Такском» Дмитрий Орлов.
«Новым пользователям предстоит пройти некий квест и для них это большой стресс, много опасений. Результаты наших качественных исследований говорят, что это будет самый большой барьер, который будет сдерживать переход. Мы с пониманием к этому относимся и считаем, что на этой стадии можем предложить максимально легкий переход за счет полностью готового кассового решения «под ключ»,— рассказывает Екатерина Николаева, коммерческий директор ООО «ЯРУС» (ОФД-Я).
По словам руководителя партнерского направления OFD.RU Сергея Сидоренко, многим из тех, кто в этом году будет ставить кассу, по сути все равно, кого выбирать. Сейчас тенденция склоняется к тому, что предприниматели выбирают самые бюджетные решения, не думая о функционале. Тем не менее, считает эксперт, ситуация скоро изменится.
«Настанет время, когда надо будет сдавать отчет или что‑то посмотреть, и функционал в этот момент начнет играть важную роль. Поэтому нам надо доносить до партнеров и клиентов, что это важная составляющая при прочих равных», — подчеркивает он.
«Нужно снимать страхи с конечного потребителя, потому что в итоге это пойдет им во благо. Задача — объяснить пользу. Все понимают, что прививки нужно делать, потому что это обезопасит людей. С кассой такая же история», — подчеркивает руководитель отдела маркетинга ООО Кафе Софт Руслан Моряков.
Переходить на новые кассы все равно рано или поздно придется всем — так почему бы не превратить это в собственное преимущество, позволив технологиям изменить свой бизнес к лучшему?
«Касса создавалась самим бизнесом: бизнесмен создал ее для себя. Но у нас отношение к кассовой дисциплине трансформировалось: все считают, что это только государство обязывает. Но по большому счету, кассы — это возможность для людей», — подчеркивает Эдуард Болмосов.
Налоговый вычет
Индивидуальные предприниматели могут претендовать на налоговые вычеты на сумму расходов по приобретению ККТ в размере не более 18 тысяч рублей на каждый экземпляр ККТ. В указанные расходы по приобретению ККТ включаются в том числе затраты на модернизацию ККТ.