Деньги из ваты
Как тележка с фигурной сахарной ватой из Южного Бутово всего за год с небольшим стала всероссийской франшизой
22-летний Сергей Дохов с детства тянулся к предпринимательству: торговал значками, спортивным питанием, мыл с друзьями машины. До определенного момента – с переменным успехом. «Во время учебы в университете у меня не было денег, пришлось идти раздавать листовки в торговом центре. Я работал и видел, что в торговом центре огромное количество детей. Начал думать, что им предложить, перебирал различные варианты», — рассказывает он.
В процессе поиска Сергей заинтересовался сахарной ватой: низкая себестоимость, большая наценка, как итог – быстрая окупаемость. Но просто сахарной ватой сейчас сложно удивить. Перебирая возможные варианты, он наткнулся на видео том, как в Китае из сахарной ваты крутят букеты; так и появилась идея делать из нее фигуры – животных, мультяшных персонажей и т.д. Как оказалось, в России и Европе такой услуги пока нет. «Сразу начал искать возможные решения – переводил статьи, смотрел видео, даже пытался списываться с китайцами – но ничего толком от этого не получил. Тогда мы с четырьмя друзьями скинулись деньгами и начали покупать разные автоматы для сахарной ваты, прямо у себя дома я их модернизировал. Примерно три месяца все это шло: покупали автоматы, занимали деньги, ремонтировали их. Долго ничего не получалось, но со временем мы нашли ту модель, преобразовали ее, и, наконец, начали получаться фигурные игрушки из сахарной ваты. Везде была вата, запчасти, мне приходилось спать на раскладушке в коридоре», — вспоминает Сергей.
Еще около месяца у Сергея и его друзей – Ильи, Владимира и Алексея – ушло на постройку тележки, которую они так же делали своими руками в квартире в Южном Бутово. Наконец, первая тележка «Сахарная вата №1» была готова к работе.
Место для открытия было выбрано не без символизма. «Работать мы начали в торговом центре Global City на Южной. Это был ТЦ, где мы, в принципе, сами выросли», — отмечает сооснователь
компании. 14 января 2017 года ребята в первый раз открыли свою точку, сами встали за прилавок – и за этот день заработали около 10 тысяч рублей. Первоначальные вложения в бизнес – около 300 тысяч рублей – удалось отбить за три месяца.
В первое время ребята работали на точках сами, выезжали со своим проектом на мероприятия; продавать франшизу создатели «Сахарной ваты №1» изначально не планировали. «Предполагалось, что мы просто будем сами работать на точке, сводить концы с концами – и, может быть, когда-нибудь откроем еще одну точку. Но в первый же день работы к нам подошла женщина и спросила: «ребят, могу ли я связаться с вашими руководителями, чтобы открыть такую же торговую точку?». И тогда мы поняли, что есть интерес к этому формату – когда люди сам начали подходить и спрашивать. Мы долго думали, оцифровали все наши процессы, написали инструкции, нашли поставщика, который для нас будет собирать тележки», — рассказывает Сергей. Первая франшиза была продана буквально с третьей заявки.
«Мы очень серьезно к этому подошли: не просто продал аппарат и забил. Мы полностью передаем все инструкции, помогаем с арендой, передаем оборудование и т.д. Это как конструктор: человек открывает коробку и собирает готовый бизнес. После мы постоянно взаимодействуем с нашими партнерами, общаемся с ними, интересуемся, как у них дела», — говорит создатель проекта.
В день тележка «Сахарной ваты №1» зарабатывает от 2 до 15 тысяч рублей – в зависимости от того, будний это день или выходной. В Москве работает три собственных точки сети – в торговых центрах на станциях метро «Южная», «Пражская» и «Севастопольская»; помимо этого, действует восемь франчайзинговых заведений по всей России – от Воронежа до Якутска.
Со временем двое из четырех основателей вышли из проекта: сейчас над ним работают Сергей и Илья Кантанистов. В ближайших планах создателей – выход за пределы России. «Совсем недавно нас разместили в международном каталоге франшиз, теперь мы можем масштабироваться на мир. Ведем переговоры с Азербайджаном, Колумбией», — рассказывает Дохов.
Для создателей «Сахарной ваты №1» заработок – не единственная ценность франшизы. «Колоссальный заряд энергии получаешь, когда видишь, что твоя идея работает и масштабируется, в нее верят, и по всей России дети едят фигурную сахарную вату», — отмечает Сергей.