Close

27.02.2017

Может ли ИП сделать запись в свою трудовую книжку

Заводить ли новую книгу учета, если предприниматель получил новый патент?

Федеральным законом от 30.11.2016 № 401‑ФЗ были внесены изменения, и с 1 января 2017 года правило об отдельном ведении книги учета доходов по каждому патенту исключено, в связи с чем с начала 2017 года при получении предпринимателем нового патента не требуется заведение новой книги учета.

Вправе ли лицо, являясь индивидуальным предпринимателем, сделать об этом запись в своей трудовой книжке?

Согласно ст. 60 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Трудовой договор является соглашением между работодателем и работником (ст. 56 ТК РФ). В этой связи трудовое законодательство предусматривает, что работодателем и работником являются различные субъекты, заключение договора подразумевает совместное волеизъявление обеих сторон и совпадения между ними в принципе невозможно; тем самым индивидуальный предприниматель не может заключить договор сам с собой.

Данная позиция подтверждается письмом Роструда от 27.02.2009 № 358‑6‑1:

  • трудовое законодательство применяется в отношении индивидуальных предпринимателей только в части осуществления прав и возникновения обязанностей, возникающих у них как у работодателей;
  • деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (с привлечением третьих лиц или нет) трудовой деятельностью по смыслу трудового законодательства не является и он не вправе сам себе начислять и выплачивать заработную плату.

В связи с этим ИП не может внести запись в собственную трудовую книжку о том, что он является ИП.

Я ИП, арендую контейнер на рынке, договор действует до августа 2017. Но арендодатель хочет продать это помещение вместе с моим бизнесом. Насколько это законно и что делать в таком случае?

В соответствии со ст. 617 ГК РФ переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Единственным требованием, которое может заявить новый арендодатель (в том числе и в судебном порядке), является внесение изменений в договоре в части сведений об арендодателе (п. 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).

Однако возможность расторжения договора аренды при переходе права собственности на объект может быть предусмотрена в самом договоре (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.11.2009 по делу № А78–4181 / 2009).

Также, если арендатор не был уведомлен о переходе права собственности на объект аренды и произвел перечисление арендной платы прежнему собственнику, то он не может требовать ее возврата, данное право предоставлено новому собственнику, который несет все негативные риски при приобретении арендованного имущества (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А17–4694 / 2012).

Дамир Жантлисов помощник юрисконсульта ООО «Центр правового обслуживания»

x
Login