Торговля в интернете по новым правилам
Товарный агрегатор «Яндекс.Маркет» начал работать по новой схеме.
Теперь на площадке можно не только сравнить цены на одинаковый товар у разных продавцов, но и здесь же совершить покупку. «Мы стараемся изменять и развивать рынок e-commerce в России», — объясняет Евгений Кузьменко, директор по продуктам для магазинов и партнеров сервиса «Яндекс.Маркет».
ИЗМЕНЕНИЯ. До 27 сентября этого года на «Яндекс.Маркете» около 20 тысяч магазинов размещали информацию о своих товарах и их характеристиках, цене. Пользователь сервиса сам выбирал по подходящим ему критериям нужный товар. А затем переходил на сайт магазина, где и оформлял покупку.
Сейчас покупатель может оформить заказ, оставаясь на площадке «Яндекс.Маркета». Сервис передает в магазин информацию о клиенте, нужном товаре и адресе, по которому следует его доставить. После этого магазин и заказчик общаются напрямую.
«Идет уточнение заказа, магазин может оформить свою карту лояльности, предложить сопутствующие товары и так далее», — объясняет Евгений Кузьменко.
Новая схема доступна не для всех товаров. Пока она внедрена и обязательна к применению для около 500 популярных категорий, в том числе в разделах бытовой техники, электроники, товаров для дома и сада, детских и зоотоварах. Российские покупатели чаще всего именно их заказывают через интернет, и в этих отраслях все более-менее автоматизировано для работы по новым правилам.
ЦЕНА НОВШЕСТВ. Раньше «Яндекс.Маркет» брал с магазинов плату за каждый переход со своей площадки на их сайты. Теперь деньги списываются за оформленный заказ. Комиссионные сервиса составляют как минимум 2 процента от стоимости заказа.
Этот процент магазин может увеличивать по своему усмотрению. «Чем больше платит магазин, тем чаще мы будем его показывать. Например, он будет виден на карточке каждого товара на «Яндекс.Маркете» вверху. Чем выше комиссия, тем больше заказов может получить продавец», — рассказывает Евгений Кузьменко. По его словам, некоторые магазины, поняв прелесть этой схемы, уже увеличили размер комиссии.
ЗАТРОНЕТ ВСЕХ. Сейчас новые правила работы с «Яндекс.Маркетом» коснулись тех магазинов, которые осуществляют доставку только по Москве. Но в следующем году планируется, что так будут работать и продавцы с доставкой в другие города и регионы.
К концу 2017 года агрегатор планирует сделать обязательными для всех магазинов, которые с ним сотрудничают, свои новые правила.
***
Герман Клименко, советник президента России по вопросам интернета:
Идет смена игры, а «Яндекс.Маркет» сейчас унифицирует историю [покупок в интернете]. Теперь нет смысла делать 100 предложений одного и того же товара. Нормальный человек купит самый дешевый, если уверен в его качестве. Поэтому начинается игра «Кто больше из магазинов уступит по цене?».
Как электронная торговля в свое время стала большим ударом по классическому ритейлу, так же и новые правила «Яндекс.Маркета» нравятся не каждому участнику. Сейчас происходят изменения, в результате которых останутся не все. Условно говорят, «Яндекс.Маркет» может превратиться в Amazon. А интернет-магазин какой‑нибудь сети так сможет? Понаблюдаем.
Алексей Сальников, совладелец сервиса реактивной доставки GetParcel, эксперт по выстраиванию логистики в секторе электронной торговли:
Во всем мире агрегаторы предложений движутся в сторону маркет-плейсов (электронная площадка, где можно сравнить одинаковые товары и там же их купить). То, что произошло сейчас с «Яндекс.Маркетом» — это шаг на пути эволюции.
«Яндекс.Маркет» — очень крупный агрегатор. Логично, что изменения порядка работы с ним — это шок для российского рынка электронной торговли, который только формируется и не всегда может гибко перестроиться. Но для дальновидных компаний ничего неожиданного не произошло. Любому магазину хочется получить переход на свой сайт с площадки «Яндекс.Маркета». Но это старый прием, с которым можно остаться за бортом.
Необходимо формировать новую практику, потому что вслед за ростом рынка электронной торговли динамично меняются сервисная модель и условия работы. Например, раньше срочная доставка заказанных через интернет товаров в течение 3 часов по Москве, которую предлагает наша компания GetParcel, вызывала шок и недоверие. Сейчас для части клиентов она уже стала привычной и неотъемлемой частью электронной покупки. Думаю, что то же самое произойдет и с «Яндекс.Маркетом» — они улучшают сервис для пользователей сектора e-commerce.