Close

01.06.2017

Деменцию определяют по глазам

EyeMove – сервис по диагностике деменции через камеру компьютера или смартфона – сейчас лишь начинает открываться для пользователей, однако планы у его создателей более чем далеко идущие. Тем сложнее представить, что история этого проекта началась с обсуждения сервиса для знакомств.

Создатель EyeMove Михаил Янчиков

«Мы с друзьями обсуждали наш предыдущий проект – занимались анализом соцсетей, в частности фотографий, которые люди выкладывают. Хотели улучшить анализ профиля: разбить людей по группам с помощью анализа фотографий», – рассказывает Михаил Янчиков, создатель EyeMove. Друзья Михаила вспомнили о проекте, который они делали для Самарского университета: определение заболеваний с помощью анализа изображений глазного дна. Слово за слово – через неделю трое друзей выступают на Нейрохакатоне с первым прототипом EyeMove и выигрывают. Этот прототип был создан буквально за неделю и практически не имеет ничего общего с тем, что EyeMove представляет из себя сейчас.

Стартап запускали также втроем – Михаил, инженер-разработчик Сергей Воронов и программист Ринат Мухометзянов. Сейчас в EyeMove работает уже одиннадцать человек, в том числе врач из Научного центра Неврологии и тифлопедагог. Потенциальные сотрудники «тянутся» к проекту, отмечает Янчиков – «люди просто хотят делать что-то хорошее и полезное».

Сервис основывается на «двух столпах»: компьютерное зрение и врачебная практика. Первое работает следующим образом: человек смотрит в камеру, и из всей картинки выделяется голова, глаза и зрачок. Потом показываются стимульные картинки – точки на экране – и отслеживается время реакции на их появление. У здорового человека время реакции в среднем составляет 190 миллисекунд; у больного, например, болезнью Паркинсона в ранней стадии реакция занимает гораздо больше времени. И это только один эксперимент. Признаков деменции, которые может зафиксировать камера, достаточно много: 12 штук – только по движению глаз, а ведь есть еще движения рук и головы.

Второй важный момент – врачебная практика – также совершенно необходим, так как причины, например, замедленной реакции глаза могут быть совершенно разными: от деменции до банальной усталости. Сейчас все проверки проводит нейрофизиолог Борис Базиян – специалист с 40-летним опытом работы. Возможно, когда проект наберет обороты, одного врача не будет хватать на всех клиентов, однако в EyeMove по этому поводу не беспокоятся – по словам Михаила, представители профессиональной среды открыты и готовы к сотрудничеству.

Сейчас фокус разработчиков проекта – на доработке аппаратной части и изменении архитектуры. Однако вопрос привлечения средств тоже стоит. На запуск проекта было потрачено около 750 тысяч рублей, которые ушли на вознаграждения разработчикам, оплату поездок и конференций, создание сайта, аренду хостинга; средства собрал сам Михаил. Так как проект постоянно растет, сейчас создатели находятся в поиске инвестиций и открыты для предложений. На традиционных методах финансирования они не останавливаются – в ближайшем будущем также будет запущен краудфандинговый проект на одной из российских платформ. Одновременно в EyeMove разрабатывают модели монетизации – по словам Михаила, «этот вопрос самый больной для всех социальных проектов». «Изначально была идея сделать двойную монетизацию: человек платит за диагностику на сайте, потом, если зафиксировано отклонение, мы его связываем с врачом, и если человек пришел на детальное обследование – с МРТ и КТ – то мы получаем по 5-10% с каждого клиента. Мы будем проверять другие варианты: возможно, на протяжении пробного периода времени или пробная диагностика на сайте будет бесплатной, чтобы люди ознакомились, что это за инструмент и как он работает. И уже более детальное обследование либо будет платным, либо будем получать деньги только с консультаций с врачом», – рассказывает он.

Пока развитие сервиса ограничивает еще и недостаточная распространенность качественной аппаратуры – с обычной веб-камерой проводить диагностику довольно-таки сложно. Нужны камеры со скоростью больше 120 кадров в секунду: например, смартфоны Samsung, iPhone последних моделей или экшн-камеры GoPro. Сейчас в EyeMove разрабатывают мобильное приложение с прикидкой на ближайшее будущее: если у крупных компаний такие камеры уже есть, скорее всего, скоро их скопируют. «Китай сможет сделать такие же камеры – может чуть хуже по качеству, но с такой же частотой кадров – и условно через год в кармане у каждого уже будет мощный медицинский прибор», — рассказывает Янчиков.

Одновременно в EyeMove развивают B2B направление: в проекте стараются контактировать с больницами и клиниками, специализирующимися на диагностике подобных заболеваний. Возможно, в ближайшем будущем EyeMove сможет предложить им решения, в разы упрощающие работу диагностам. Но это будет чуть позже: в ближайших планах – запуск обновленного сайта и приложения. Основной задачей компании на данный момент является создание решения, которое позволит любому человеку взять свой телефон или ноутбук, поехать к бабушке в деревню и продиагностировать ее. «Изначально идея была в том, чтобы люди, которые не имеют доступа к больницам и клиникам, имели возможность проверить себя – в других странах или далеко от городов», – подчеркивает Янчиков.

Далеко идущие планы у компании также имеются: EyeMove уже сотрудничает с компанией Total Vision, которая разрабатывает шлемы виртуальной реальности. Если поместить устройство для отслеживания движения глаз в такой шлем, многих проблем, возникающих при диагностике через камеру, можно будет избежать: в шлеме освещение и расстояние до глаз фиксировано. В компании уверены, что такой шлем сможет стать универсальным инструментом для определения неврологических и глазных болезней. Также в EyeMove планируют однажды разработать умное зеркало, которое могло бы ежедневно отслеживать и анализировать состояние человека.

В целом запрос на решения, связанные с eye-трекингом, очень велик – демонстрирует заинтересованность рекламный бизнес, сфера онлайн-образования. Тем не менее, в EyeMove пока сосредоточены именно на медицинском направлении.

«Мы хотим опережать болезни и помогать, когда еще можно помогать – это касается и предынсультного состояния, и деменции, и других болезней. Любые болезни можно и нужно лечить на ранней стадии, пока с ними еще возможно бороться», – отмечает Михаил.

x
Login