Закупки: по обе стороны
О том, как сегодня на рынке городских закупок взаимодействуют заказчики и поставщики, рассказывают непосредственные участники процесса
Зказчики: «Идеальные подрядчики встречаются все чаще»
Как оцениваете профессиональный уровень подрядчиков (поставщиков)? Как он меняется?
— Если говорить о том, как подрядчики выполняют те задания, которые перед ними ставит Департамент информационных технологий, то в целом они справляются хорошо. В основном сложности возникают с процедурной стороной — заполнением заявок, закрытием отчетных документов. Не у всех еще есть понимание того, что госзакупки сильно отличаются от всей остальной их коммерческой деятельности.
— Однозначно уровень меняется и проявляется это по-разному. Так, в этом сезоне на всех объектах были одинаковые ограждения, все подрядные организации в обязательном порядке были в форме и с логотипами компаний, на улицах была чистая техника. Это говорит о возрождении культуры производства.
— Меняется и серьезно. Профессиональный уровень подрядчиков — всегда отражение профессионализма заказчика. Вместе мы серьезно выросли, многому друг у друга научились, прежде всего — быть взаимотребовательными. Каждая закупка — это, по сути, маленький проект, над которым мы работаем вместе, каждый на своем этапе, в свое положенное законом время и несмотря на то, что видимые задачи у нас разные, цель всегда одна — он должен быть успешным.
Каким Вам видится идеальный поставщик, часто ли приходилось с такими встречаться?
— Такие поставщики существуют — в нашей IT-сфере уже сложился целый ряд таких компаний. Прежде всего это те, кто уже не раз прошел эти процедуры — они, как люди думающие, делают для себя выводы и быстро учатся.
— Идеальный поставщик — это тот, кто ровно на 100% отрабатывает все контракты в рамках тех заданий и требований, которые мы предъявляем. Тот, кто делает это в срок и с оформленными в порядке документами. В части поставки товаров, наверное, можно даже прийти к полному идеалу.
— Идеальный поставщик должен быть готов к изменениям, переменам, инновациям, возможно, быть их инициатором. Он также должен быть принципиальным в вопросах собственной деловой репутации. И ориентирован на общий результат. Все чаще приходится встречать таких.
Что необходимо сделать для повышения доверия участников закупочного процесса?
— Поставщикам необходимо избавиться от мифа о том, что каждый госзаказчик — это обязательно коррумпированная и бюрократизированная структура, у которой все решено наперед. Если он готов сделать что‑то хорошо и при этом с минимальными затратами для бюджета, мало что может помешать ему выступить участником тендера и стать поставщиком.
— Тут только понимание, которое приходит к подрядчику, уже давно работающему в этой системе, знающему и понимающему специфику нашей работы, разделяющему ответственность за свой участок работ. А новичкам, которые приходят себя просто попробовать, здесь очень сложно: варианты открыть объект, выйти на неделю и потом пропасть, у нас не проходят — у нас четкие регламентные сроки, нарушение которых чревато штрафными санкциями.
— Самый короткий путь к доверию участников закупочного процесса, на мой взгляд, это понятные, абсолютно прозрачные, принятые обеими сторонами «правила игры». Закон один для всех и вроде все в нем учтено, но процессы, механизмы и алгоритмы его реализации пишут и исполняют люди, а это неизбежный субъективизм. Приблизить ситуацию к идеальной возможно, максимально «оцифровав» эти самые процессы, механизмы и алгоритмы в их завершающей стадии — принятия решений.
Существует мнение о предвзятости заказчиков к каждому новому поставщику. обосновано ли оно?
— Да, мнение частично обосновано, но это не аксиома. И там и там работают люди, и вопрос прежде всего в кадрах, в том, как руководитель настроит своих сотрудников, как он их мотивирует, — от этого и идет формирование такого мнения. Но поставщик должен слышать мнение заказчика, а если он изначально не подготовлен в процедурной части, то соответственно и заказчик начинает испытывать некий негатив.
— Считаю, что это мнение не обосновано. У нас непростая система — нельзя лишь от одного предвзятого мнения расторгнуть контракт. К тому же, пока составляются акты сверки и остальная документация, у подрядчика есть время все исправить. И те, кто понимают свою ответственность, так всегда и поступают. Тот, кто этого не делает, почему‑то уверен, что легко может вернуться на этот рынок. И если потом говорит о предвзятости, то, как правило, у нас всегда есть на это веские причины.
— Это природа человека, нам свойственно с настороженностью относиться ко всему новому, даже если оно способно принести пользу и улучшить жизнь. Предвзятость — это всегда ограничения, вызванные либо излишней самоуверенностью, либо, напротив, неуверенностью, в любом случае рецепт один — точное знание ЧЕГО, СКОЛЬКО и на КАКИХ УСЛОВИЯХ. А обеспечит это статусный, известный поставщик или новичок, абсолютно не важно.
Ваше мнение: кому сложнее на рынке закупок — поставщику или заказчику?
— У всех свои сложности, но поставщику сложнее: на одного заказчика их целый ряд, и это конкуренция. И заказчик решает свою задачу, не важно, за чей счет. С другой стороны, поставщик сегодня — это частная организация, он извлекает прибыль для себя, и это его мотивирует. А заказчик получает зарплату и нередко по каким‑то причинам выбирает в плохом смысле советскую модель поведения «солдат спит — служба идет».
— Думаю, что правда посередине. Есть свои трудности и у заказчика, и у поставщика. Но если мы хорошо знаем законы, у нас в порядке документация и нам не мешает погода — проблем не возникает. То же самое и с поставщиком — если он рассчитал свои возможности, сделал план работ и привлек хороших специалистов, проблем не бывает.
— Сложнее в части взаимоотношений на рынке — поставщику. Деньги и потребность у заказчика, и поставщик должен попасть в идеальное для заказчика соотношение высокого качества по наименьшей цене при огромном количестве конкурентов. А вот если рассматривать этот вопрос с точки зрения ответственности, то однозначно заказчику. Поставщик рискует своими деньгами: заработаю — не заработаю. Заказчик всегда рискует государственными. Степень ответственности несопоставима.
Поставщики: «Учиться приходится каждый день»
Каким был Ваш первый опыт на рынке закупок Москвы?
— Это было более 10 лет назад. Со стороны государства было меньше контроля, на рынке конкуренция в двух основных сегментах: либо очень дорогая техника, либо самая дешевая. Работать было чуть легче и чуть проще. Сейчас все стало более формализовано и конкуренция повысилась.
— Создав компанию, первое время я работал по объявлениям на «Яндексе», пока не узнал о возможности участия в аукционах. Получили первый контракт, попробовали свои силы, справились. Потом еще один. Мы начали работать с московскими школами, но постепенно стали обслуживать поликлиники и вошли во вкус. Если в первый год мы заключили всего три контракта, то во второй — уже 30.
Насколько Вы изменились как поставщик (подрядчик) за время работы на рынке закупок?
— Мы стали больше. Увеличилось количество поставляемой техники. У нас стало больше сотрудников, которые занимаются продажами. Хотелось бы сказать, что они стали профессиональнее, но появление все новых и новых рамок требует от нас все больше знаний. Учиться и приспосабливаться приходится каждый день. Впрочем, это относится и к поставщикам, и к заказчикам.
— За три года участия в аукционах мне удалось создать профессиональную команду, которая имеет опыт работы с госзаказчиками. Если в первое время мне самому приходилось постоянно выезжать на каждый объект буквально по каждому поводу, то теперь такие случаи единичны — мы хорошо изучили режимы работы наших клиентов, знаем их требования и те требования, которые уже к ним предъявляют надзорные ведомства.
Реально ли дебютировать на рынке закупок молодым компаниям сегодня?
— С точки зрения закона — мы все равны и каждый может участвовать в торгах. Ограничений никаких нет, кто хочет, тот и идет. Ну и советовать тут сложно. Дерзайте, нарабатывайте свой собственный подход. Неудачный опыт — тоже опыт, и на его основании нужно делать выводы, что‑то менять и пытаться еще раз.
— Мой совет один — ничего не бойтесь: работа есть работа, и если у вас есть интерес к этой сфере и желание в ней работать, смело идите и предлагайте свои услуги. Да, поначалу будет трудно — все же необходим определенный опыт, знание всех нюансов и нормативов, но все это приходит не с первым контрактом. Поэтому чем больше участвуете, тем больше и лучше у вас получается — главное, рассчитать свои силы и начинать с малого.
Мнение о предвзятости заказчиков к каждому новому поставщику (подрядчику). На чем оно основано и всегда ли обосновано?
— Риторический вопрос. Опять же, закон не устанавливает никаких ограничений для участников. И заказчики должны соблюдать все нормы и правила. Тут предвзятостей быть не может, но они есть. Хотя бы потому, что у кого‑то был крайне негативный опыт. А срыв поставки — это невыполнение своих обязательств. Чтобы этого избежать, заказчикам приходится предпринимать некоторые меры.
— Из своего опыта могу сказать, что в 99% случаев мы всегда находили взаимопонимание с заказчиком и у нас не возникало никаких проблем. Но есть единичные случаи, когда претензии возникали буквально на пустом месте — очевидно было, как человек ищет любую причину, чтобы вынести нам любое замечание, придраться к чему угодно. Мы небольшая компания, и любой штраф ощутимо бьет по карману. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы к нашей работе не возникало нареканий.
Ваше мнение: кому сложнее на рынке закупок — поставщику (подрядчику) или заказчику?
— По моему мнению, сложно и тем и другим. Заказчик хочет удовлетворить свои потребности, и ему необходимо добросовестное выполнение, которое уложится в те суммы, о которых было заявлено. И любое отклонение от выполнения поставленной задачи неприемлемо. Поставщик также многим рискует, ведь его деятельность очень жестко прописана в контракте.
— Сложнее все же поставщику — работать с государственным заказчиком труднее, чем с коммерческим. Он более требовательный, с ним не всегда можно найти общий язык. Хотя, повторюсь, адекватных заказчиков на рынке госуслуг гораздо больше.