Close

23.08.2018

«Ноль отходов»: В Мякинине открылся магазин, где все товары продаются без упаковки

Идея: Осенью Лариса хочет запустить просветительскую кампанию, из которой люди больше узнают о пользе раздель­ного сбора мусора

Органическая гречка – на развес, оливковое масло – на разлив, и все в свою тару. Именно так Zero Waste Shop*, позиционирующий себя как первый в Москве магазин без упаковки, продает товары покупателям. Основная идея проекта – забота об экологии, рассказывает Лариса Петракова, открывшая магазин.

«В глобальном смысле идея принадлежит французскому автору Беа Джонсон, написавшей книгу «Дом без отходов», – поясняет предпринимательница. – Она стала очень популярной, совершив своеобразный переворот в потреблении. Так магазины без упаковки Zero Waste Shop стали целым движением и начали появляться по всему миру, в том числе и в России. В мае мы открылись в Мякинине».

ЭКОПУТЬ. Ларисе Петраковой 37 лет. После окончания Высшей школы экономики (менеджмент) она работала в рекламных агентствах. Затем, находясь в декрете, Лариса поняла, что слово «экология» для нее не пустой звук. Семья даже переехала из столицы в Подмосковье, потому что там лучше окружающая среда. После переезда они начали собирать мусор раздельно, переживая за проблему свалок в области.

70 процентов отходов в мусорном ведре – это упаковка, по данным организации «Гринпис».

«Постепенно я углублялась в тему экологии, и, когда узнала про идею Zero Waste Shop, картинка сложилась, – вспоминает предпринимательница. – У меня появилась мысль открыть такой магазин, хотя опыта в бизнесе не было. Поэтому я смотрела на другие подобные магазины, что они продают, присматривала поставщиков. Дальше получилось все спонтанно: как‑то в январе заглянула в ТЦ «Бокс Сити» у метро «Мякинино», и только ради интереса спросила цену аренды помещения. Меня она устраивала, и дальше все закрутилось».

ПОДГОТОВКА. Лариса начала искать поставщиков, которые согласились бы работать на ее условиях. Их было два, первое: чтобы упаковки были большими, второе – чтобы их можно было вторично переработать или сдать обратно для повторного привоза продуктов.

Плюс к этому продукты должны быть качественные, органические (выращенные без химикатов и удобрений, это должен подтверждать специальный сертификат) и желательно мест­ного производ­ства. Последнее связано с транспортировкой товаров. Чем она длиннее, если, например, продукцию везут из‑за границы, тем больше транспортных газов будет выброшено в природу.

Предпринимательница писала много запросов в разные компании. Для больших игроков рынка Zero Waste Shop был слишком мелким, зачастую, по словам Ларисы, они даже не откликались на письма. Поэтому ставка была сделана на мелких или средних производителей. Так полки в магазинах заняли продукты долгого хранения: орехи, сухофрукты, крупы, мука, растительные масла, специи, шоколад, макароны, бальзамический уксус, мед, гранола и другое. Все это можно купить в свою тару. Рядом с продуктами стоят экотовары для быта.

Например, стеклянные, металлические и бамбуковые трубочки для напитков. Здесь необходимо пояснить важный момент: пластиковые трубочки не перерабатываются вторично. Каждая трубочка, которая когда‑то была произведена, до сих пор существует в природе. Также здесь соседствуют матерчатые многоразовые бахилы и подгузники, легкие сетчатые пакеты – замена полиэтиленовым, холщовые сумки для похода в магазин, щетки для разных нужд из дерева с натуральной щетиной и т. д. Бытовая химия здесь на разлив.

Покупатель может налить средства в чистые стеклянные баночки, которые сдают в магазинный ящик другие покупатели. Шампуни продаются в стеклянных банках, которые затем также можно сдать в магазин и производитель их примет обратно для повторного применения после стерилизации.

В закупку товара, аренду магазина и другие необходимые вещи Лариса вложила личные сбережения – примерно 1,5 миллиона рублей.

ОТКРЫТИЕ. Перед началом работы у Ларисы были сомнения: сколько людей знают про Zero Waste Shop, будут ли посетители и захватит ли их эта идея. Но в день открытия – 13 мая, в магазин пришло около 200 человек, среди которых было много блогеров, а через два дня магазин посетила Беа Джонсон. Писательницу пригласил «Гринпис» для своих мероприятий, а затем организовал встречу в Ларисой.

«Я была удивлена и рада, что приезд Джонсон совпал с открытием магазина, – делится эмоциями предпринимательница. – Беа оказалась очень позитивной, посмотрела магазин, попробовала некоторые продукты, а еще подписала нашу стойку. Гринписовцы также возили писательницу на наши продуктовые рынки, и она отметила, что в России есть все, чтобы жить zerowaste!»

После яркого открытия количество посетителей значительно уменьшилось. По словам Ларисы, покупатели в основном те, кто знает про идею Zero Waste Shop. Но с наступлением лета и их стало меньше – начался сезон отпусков. Сейчас в магазин заходят примерно 3 человека в день, но нередко они делают выручку, потому что покупают сразу много.

ПЛАНЫ. Спустя 2 месяца работы Ларисе сложно говорить об окупаемости проекта. По ее планам, это может произойти через 2 года, но «в ноль» предпринимательница собирается выйти пораньше – к концу этого года. Также есть идея ближе к осени начать рекламную и просветительскую кампанию, чтобы люди, которые раньше не задумывались об огромном количестве мусора на Земле, увидели проблему.

«Пока для них информация о раздельном сборе мусора – белый шум, вроде все знают, но не делают, – подытоживает Лариса. – Избавление от мусора процесс постепенный, длительный. Стоит только начать собирать мусор раздельно, чтобы понять, какое большое количество упаковки мы отправляем в ведро. После этого человек задумывается, а покупать ли ему тот или иной продукт в упаковке и какой именно. Потому что далеко не все можно переработать».

*с англ. яз. – ноль отходов.

x
Login