Уберизация и беспилотники. Куда и как развивается доставка
Представители компаний, занимающихся доставкой, обсудили в экспертной гостиной «Малого бизнеса», чем живет отрасль.
Редакция намеренно свела за одним столом крупных доставщиков и их потенциальных клиентов.
Тенденции. «Мы живем в новом мире, он модифицируется, меняются стандарты торговли, — так начал дискуссию главный редактор «Моего района» Алексей Синельников. — Возможно, доживем до эпохи, когда холодильники сами начнут заказывать еду. И кто‑то будет ее им доставлять».
Участники сразу оживились. Олег Понфиленок пошутил, что его компания готова разработать специальный летательный аппарат, умеющий доставлять еду по холодильникам. Пока же его инновационная компания планирует бороться с дырами в законодательстве, которые то ли разрешают доставку беспилотниками, то ли запрещают. В сфере же «обычной» доставки тоже происходят изменения. Владимир Кобзев отметил, что есть тенденция к смене заказчиков. Если раньше это были перекупщики с ebay, то сейчас все больше тех, кто что‑то «делает руками» — соки детокс, торты, печенье. Ксения Киянцева рассказала, что все чаще поступают заказы на доставку через постаматы — автоматизированные терминалы для выдачи товаров, заказанных в интернет-магазинах и на зарубежных маркетплейсах.
Евгений Гришин ожидает, что компании по доставке будут объединяться и укрупняться: «Мы не можем своими силами доставить контейнер во Владивосток, но такие заказы поступают. Мы передаем их партнерам». Георгий Афанасьев предположил, что на рынке должна появиться компания по доставке фермерских продуктов: «До 1 февраля наша корзина продавалась за 1000 рублей, 350 рублей стоила доставка. Мы выращиваем продукты год, а служба доставки — за час берет 35 процентов от суммы заказа. Такой бизнес по выгоде следующий после продажи наркотиков».
Работа для инвалидов. Активно обсуждалась тема трудоустройства инвалидов. Девушки из «КиноЕды» посетовали, что их попытки привлечь к доставке людей с физическими недостатками встретили непонимание среди клиентов. Сейчас они привлекают таких сотрудников лишь к сортировке.
В Dostavista отметили, что такие сотрудники в компании есть — в 80‑е тысячам младенцев сделали неудачные прививки, одним из осложнений была глухота.
— Вы не представляете, сколько сейчас глухих среди 35‑летних, у нас таких сотрудников много, они самые пунктуальные и ответственные, — отмечает Владимир Кобзев.
Евгений Гришин поддерживает коллегу — в Bringo есть сотрудники, пережившие инсульт:
— У них своеобразная речь, бывает, поступают жалобы на то, что курьер был пьян. Поднимаем статистику, а у него 500 заказов за месяц. И ни одной претензии. Объясняем заказчикам, они извиняются. Часто повторно просят этого же человека на заказ.
Заменит ли курьеров доставка такси? В эту перспективу участники «круглого стола» не верят. Хотя весной такие сервисы запустил ряд перевозчиков.
«Между таксопарком и интернет-магазинами отсутствует система интеграции и обмена данными по отправлениям, что уменьшает возможности контроля качества выполнения услуги и своевременного информирования покупателей, — отмечает Ксения. — А это очень важно. Как водители будут сообщать заказчикам о том, где в данный момент товар? Предполагается, что такая доставка будет в свободные «окна», когда таксист завозит «по пути». А это сложно предсказать. Клиенту же очень важно знать, в какое время он получит свой заказ».
«Если такое запускать, надо делать перевозку интермодальной, — отметил Георгий Афанасьев. — Выгодно, если таксист везет в одном направлении и груз, и пассажира. В мире есть так называемое «Такси-компост», которые везут пассажира и одновременно отходы, допустим, из ресторана на ферму».
Компания: Dostavista
Спикер: Владимир Кобзев, аналитик
Специализация: доставка грузов физическим и юридическим лицам.
Гордость: ежегодный рост оборота на 400 процентов.
«Фишка»: доставка «день в день». «Фактически работаем как такси. Вызвали, мы почти мгновенно приехали и повезли».
Клиенты: «Много мелких клиентов, которые могут заказывать 10 доставок в месяц, например, магазинчики с сезонным товаром».
Компания: Bringo
Спикер: Евгений Гришин, директор по продажам Bringo-Евразия
Специализация: Экспресс-доставка силами свободных исполнителей, так называемых брингеров.
Гордость: Краудсорсинговая модель, неограниченное количество курьеров. «В е-коммерсе чем быстрее доставили, тем выше вероятность выкупа посылки». Можем за минуты найти заказчику курьера, например, из соседнего подъезда. По Москве закроем любую потребность — и по срокам, и по объемам».
«Фишка»: «Каждый скачавший наше приложение может подработать брингером в любое время и в любом месте, выполняя доставки. Это уберизация — только в сфере пешей доставки. Сейчас активно работаем над организацией получасового слота, чтобы клиент ждал не больше 30 минут, например, при стыковке рейсов».
Клиенты: «Средние и крупные компании, интернет-магазины и логисты, которые знают, как максимально выгодно построить доставку и их устраивает наша система. Но пользуются услугами и частные клиенты».
Компания: Copter Express
Спикер: Олег Понфиленок, генеральный директор
Специализация: доставка по воздуху беспилотниками — квадрокоптерами, гексокоптерами, конвертопланами, поворотным крылом, метеозондами, дирижаблями, круглыми и продольными шарами.
Гордость: собственные разработки, расчет эффективности и экономичности такой доставки. При условии определенной инфраструктуры — например, в точке приема должны находиться столы размером 70 на 70 см, доставка дешевле курьерской в пять раз.
«Фишка»: ноу-хау «прямое крыло» с вертикальным взлетом-посадкой, хорошая маневренность. Разработали новинку в своей лаборатории на базе технополиса «Москва». Позволяет снизить стоимость доставки с 500 рублей за кг на километр до 10 рублей.
Компания: Лесные сады
Спикер: Георгий Афанасьев, владелец фермы
Специализация: раз в неделю доставка органических фермерских продуктов. «Десять килограммов еды»: мясо, молочная продукция, яйца, сезонные овощи и фрукты. Каждую неделю разный ассортимент. Что положить в пакет, решает фермер.
Гордость: «Посчитали, что на 129 гектаров нашей ферме надо 45 коров, чтобы им хватало корма. К одной корове 6 коз. И так далее. Конечное число потребителей на этот объем продуктов не больше 1000 человек. Это зеленая экономика. С ограниченной площади нельзя кормить бесконечное число людей, эта цифра всегда конечная. Но не значит, что его нельзя тиражировать. На Москву надо 15 тысяч ферм, подобно нашей». Повторная конверсия заказов — 98 процентов.
«Фишка»: Ферма работает по системе предзаказа. Покупатели платят вперед за год 65 тысяч рублей. За эти деньги покупатель каждую неделю получает 10 кг фермерских продуктов.
Компания: КиноЕда
Спикеры: Анна Цуканова-Котт, Алина Крюкова, основатели
Специализация: доставка полноценных горячих обедов в термо-боксах на съемочные площадки. Цена — от 230 рублей за обед. Поставщики — крупные сетевые рестораны. «Кто‑то даже делает это себе в убыток, но тут работает магия кино — все хотят кормить актеров».
Гордость: за год оборот компании вырос до 10 тысяч обедов в месяц. Кормят многих — от съемочных групп Михалкова до команды Бондарчука. Анна с гордостью отмечает, что теперь у актеров есть возможность питаться качественно и вкусно. «Я актриса, снимаюсь с семи лет. Выросла на еде со съемочных площадок. Это было ужасно — холодно и невкусно».
«Фишка»: В каждом десятом обеде лежит билет в кино с автографом Куценко. Еду привозят в боксах четырех цветов — синий, белый, зеленый, красный. Мясо, рыба, овощи, диетический комплекс.
Компания: PickPoint
Спикер: Ксения Киянцева, директор по маркетингу
Спец иализация: доставка до постаматов, из которых клиент забирает товар сам в удобное для него время, оплачивая доставку картой или наличными непосредственно при получении заказа.
Гордость: еженедельное открытие нескольких новых точек, сейчас в Москве и области порядка 370 постаматов и пунктов выдачи. Заказы, сделанные сегодня, поступают в постамат к утру следующего дня, если магазин быстро скомплектовал заказ и передал в доставку. Более половины покупателей забирают заказы в тот же день. Если есть опция возврата не подошедшего товара, то человек быстрее принимает решение о покупке в интернет магазине. Поэтому магазинам важно закрыть потребность в обратной логистике, когда человек возвращает не подошедший ему товар, в том числе и через постаматы PickPoint.»
«Фишка»: доставка происходит без «участия человеческого фактора».
Компания: Pony Express
Спикер: Карина Широян, менеджер по продуктам
Специализация: основные клиенты — интернет-магазины.
Гордость: оптимизация процессов, компания не стремится раздувать штат — в пиковые дни нагрузок прибегают к краудсорсинговым услугам. Pony Express организовала собственный визовый центр, разумеется, доставка документов клиентам происходит силами компании.
«Фишка»: курьеры из штата компании умеют продавать. «Курьер — это единственная точка взаимодействия компании и покупателя. Он влияет на конверсию и процент выкупленных заказов».