Сниму квартиру с блокчейном
Сервис с обаятельным названием «33 Слона» – удобный и простой инструмент по продаже и сдаче квартир в аренду, а также их обслуживанию. Проект предлагает обширное количество услуг, начиная от профессиональной фотосъемки квартир и заканчивая страхованием. При этом зарабатывают создатели не на комиссии от съемщика, как большинство риэлторских агентств, а как раз на многочисленных дополнительных сервисах, за которые берут с собственника ежемесячную плату. Основной особенностью сервиса является внедрение IT-технологий, которые позволяют практически исключить мошенничество.
Создатели компании «33 Слона» Игорь Калганов и Сергей Пономаренко к моменту запуска проекта в 2014 году имели опыт в IT, однако с недвижимостью ранее профессионально не работали. Тем не менее, с нюансами долгосрочной аренды они знакомы не понаслышке: Калганов сам больше 10 лет предпочитает снимать жилье. «Вторичка» традиционно обделена вниманием и там куча проблем, которые лежат на виду – высокие комиссии, плохое качество квартир, вечные проблемы с договорами и переездами», — отмечает он. «33 Слонам» достаточно быстро удалось привлечь миллион долларов инвестиций от профильных участников рынка: сказалась хорошая проработка проекта и большой опыт Калганова и Пономаренко в IT.
Изначально в «33 Слонах» делался акцент на оказание разовых услуг людям, которые сдают и снимают квартиры, однако вскоре стало понятно, что стоимость привлечения клиента гораздо выше, чем полученная с него выручка. Эта проблема привела создателей к внедрению новой модели, на которой сейчас во многом основывается сервис: единичные услуги с разовой оплатой были заменены на пакеты услуг с ежемесячной комиссией. Сейчас «33 Слона» решает «все бытовые проблемы» в 1314 квартирах – и некоторые из этих клиентов с сервисом уже около двух с половиной лет.
За всю историю проекта на сайте было опубликовано 221610 уникальных объявлений. Собственникам предлагается не только профессиональная фотосъемка, но и проверка потенциальных арендаторов, составление договоров, размещение объявления на партнерских площадках, среди которых крупнейшие тематические сайты, и многое другое. Создатели сервиса гарантируют безопасность и честность всех сделок – обеспечить это помогают blockchain-технологии, которые «33 Слона» начали внедрять первыми в России. Грубо говоря, «блокчейн» – это цепочка блоков транзакций, в которой все участники процесса видят проводимые операции и могут получить информацию о каждом шаге партнеров. В «33 Слонах» эти технологии начали использовать еще в самом начале пути, чтобы обеспечить прозрачность своей документации. В итоге технологии перекочевали и в сам сервис, а основатели бизнеса стали консультантами по внедрению технологиа: так, когда премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение правительству изучить методики применения блокчейна в госуправлении, компания получила немало звонков.
Сейчас «33 Слона» – не только об аренде квартир. Сервис уже занимается продажей недвижимости и вскоре планирует выйти на рынок новостроек; помимо этого, в компании работают над расширением географии. В этом году был открыт офис в Санкт-Петербурге, далее – экспансия в другие российские миллионники на расстоянии часа полета от Москвы. Вариант запуска в других странах компанию пока не интересует, но и в России есть где развернуться: Калганов выражает надежду на то, что «33 Слона» доберутся до Сибири и Дальнего Востока. В компании хотят не просто работать в своей нише, но и понемногу менять саму сферу – и не только с помощью высоких технологий: например, «33 Слона» вошли в рабочую группу «Интернет+город» при администрации Президента с инициативами по легализации рынка, который сейчас преимущественно «в тени». «Мы верим, что планомерными, ежедневными усилиями мы придем к тому, что рынок станет обеляться. А когда это произойдет, возникнут легальные механики для перевода денег между жильцом и собственником, для удерживания комиссии за дополнительные и коммунальные услуги, возникнет независимый арбитраж по страховому депозиту. С одной стороны, мы разрабатываем техническую платформу, с другой – выполняем некоторую социальную миссию», — отмечает Игорь.