Место под солнцем: как хобби превращается в собственное дело
Увлечение всей жизни, желание изменить что-то вокруг себя или просто нелюбовь к обычной офисной работе – многое может заставить отказаться от привычного образа жизни и рискнуть начать заниматься своим делом. На круглом столе «Как хобби становится бизнесом и меняет городскую среду»* предприниматели рассказали свои истории трансформации, о том, как город повлиял на них и, самое главное – как они повлияли на город.
История проекта Let’s bike it!, как отмечает его основатель Владимир Кумов, скорее про активизм, чем про хобби или бизнес. «Этот проект начался с моего нежелания жить в той Москве, какой она была семь лет назад – город было абсолютно неудобный в плане передвижения. Я вернулся из Буэнос-Айреса, где как раз произошел глобальный переход от автомобиля к велосипедам. Стоял в пробке, когда пришла мысль – надо развивать велосипеды в Москве. Не было никакого понимания о том, что можно сделать: первая мысль, которая пришла в мою голову – проехать на велосипеде через Европу и снять фильм о путешествии. С 2010 года начинается проект Let’s bike it!: мы поехали по Европе, сняли фильм, провели премьеру в кинотеатре Космос, на которую пришли 700 человек. Потом все начало развиваться очень быстро», — рассказывает он.
Именно проект Владимира проводит Московский Велопарад. Сейчас уже странно представить, с какими сложностями организаторы столкнулись при попытке провести первый. «Думали – подадим заявку, через месяц проведем. На самом деле – и это к вопросу о том, чем город помогает, а чем мешает – оказалось не так просто провести большое мероприятие в городе, и согласование первого велопарада у нас заняло почти два года», — отмечает Владимир. Let’s bike it! уже вышел за пределы одного города: в рамках проекта проводятся всероссийские акции, сейчас идет разработка приложения для велосипедистов, но, как рассказал создатель проекта, главное достижение этого года – то, что три сотрудника проекта смогли уйти со своих работ в офисах и полностью посвятить все свое время проекту.
Основатель свободного пространства «Циферблат» Иван Митин хотел найти место, где большое количество людей смогли бы проводить время и обсуждать свои проекты – а в итоге придумал формат антикафе. «Судьба подарила мне возможность снять маленькое помещение на Покровке – это был проект, который назывался «Дом на дереве. Идея места была в том, что оно существует благодаря тем, кто туда приходит. На выходе стоял чемодан, в который люди могли кидать деньги, и мы как бы вместе поддерживаем этот проект – такой домик Гены и Чебурашки. Это было классно, туда приходило все больше и больше людей, и через год стало понятно, что места больше нет. Поэтому возникла мысль открыть что-то еще. Аренда второго помещения была гораздо дороже, и я боялся, что люди не будут жертвовать деньги в таком масштабе – надо было отбивать аренду, платить персоналу: история становилась очень серьезной. В качестве шутки я сказал – пусть платят рубль за минуту. Так и возник «Циферблат», — рассказывает он. Сейчас «Циферблатов» уже 16: от Монголии до Лондона.
История создателя кафе «Мох», производителя напитка Карибу Комбуча и темпе Ильи Деведжиана тоже началась с того, что в городе ему чего-то не хватало. Илья вегетарианец: к этому образу жизни он привык в Канаде, где некоторое время жил, и по возвращению в Москву ему стало не хватать некоторых продуктов, к которым он привык там. Так он начал производить темпе – ферментированные соевые бобы. Сначала для себя и для друзей; со временем появилось желание развиваться, и с этим продуктом он начал участвовать на маркетах и фестивалях еды.
«В Москве проходит большое количество маркетов и фестивалей, в которых может принять участие любой желающий. Ты платишь деньги за участие и пытаешься их вернуть: как правило, это любо в ноль, либо в минус. Заработать на фестивалях могут только уже существующие, отлаженные проекты», — делится Илья своим опытом.
Создательница кофеен Csezve Coffee Марина Хюппенен тоже начинала свою историю с маркетов: по ее словам, в первый год существования проект принимал участие в разнообразных мероприятиях по несколько раз в неделю. Сеть кофеен Марины выросла не просто из увлечения, но из огромного опыта работы в «кофейной» сфере – ее путь начался в Маккафе, когда Марине было еще 16 лет. Были и Мак, и Старбакс, и попытка уйти из кофе в общепит – но в итоге Марина приняла решение развивать свое увлечение кофе на песке и не прогадала. «Сейчас у нас три кофейни, 36 человек штата, одна кофейня с турецкой кухней. Я безумно довольна тем, что я делаю. Иногда сильно устаю, как любой предприниматель, хочется помечтать об отпуске, но удовольствие и отзывы наших гостей добавляют сил», — рассказывает она.
Количество кофеен в Москве огромно: по оценке Марины, в месяц открывается около 30-40 заведений, большая часть из которых вскоре закрывается. Тут козырной картой для Csezve Coffee стала специализация кофеен. «Когда мы зашли на этот рынок, кофе на песке никто не готовил. Места, где был данный вид кофе, закрылись еще во время распада Советского союза. Из-за этого мы получили свою аудиторию – не молодежь, люди старше 30 лет, которые застали СССР. О нас говорят, как о первооткрывателях – это, конечно, не так; мы, скорее, заново вдохнули в этот вид приготовления жизнь», — отмечает Хюппенен.
А вот история Игоря Голышева, создателя проекта «Бегущий город», началась именно с особенностей одного города – Санкт-Петербурга, а точнее, его жителей. Хобби, отмечает Игорь, ему пришлось изобрести, и в этом город именно помог. «Каждый петербуржец – немного краевед. Каждый из нас любит пойти, взять несколько человек и немножко рассказать им о городе. Вот мы и подумали взять не пять, не десять человек, а сразу сто. Ради этого мы придумали формат, который совместил прогулку, соревнования и историю», — рассказывает он.
Еще одну историю про город – проект городских экскурсий «Москва глазами инженера» – на круглом столе представила PR-менеджер Александра Рэдулеску. «Наш проект рассчитан, в первую очередь, на москвичей – не только на туристов, но и на людей, которые живут в городе, хотят знать его лучше, открывать для себя новые места. Мы водим экскурсии не по туристическим местам, а стараемся привлечь внимания к зданиям, интересным с инженерной точки зрения», — отмечает она. Среди экскурсий «Москвы глазами инженера» – дом Наркомфина, Киевский вокзал, здание Телеграфа на Тверской и т.д.
Проект возник в 2014 году, когда началось движение в защиту Шуховской башни. Создатель Айрат Багаутдинов водил экскурсии вокруг нее – рассказывал, как башня устроена и почему ее обязательно надо сохранить. В результате городские власти решили сохранить памятник конструктивистской архитектуры, а очертания башни были перенесены в логотип проекта.
«Наша миссия – не просто показать людям, что есть в Москве и почему это красиво и важно, главная история в том, как она устроена, как правильно ее понимать и почему все выглядит так, а не иначе», — подчеркивает Александра.
Музей крестьянского быта «Конь в пальто», расположенный в Переславле-Залесском, пытается перевернуть представление людей о прошлом – изменить представление о том, как жил наши предки. «Мы пытаемся показать, с одной стороны, крестьянское искусство, а с другой – его сочетание с какими-то современными вещами», — рассказывает его соосновательница Ольга Ягова.
«Идея вполне себе понятна с точки зрения времени, в котором мы находимся. У людей появляется определенный запрос, который появился и у нас: мы начинаем думать больше о наших корнях, вспоминать историю и анализировать, чтобы почувствовать их. Мы начали вспоминать и почувствовали, что прошлое у нас красивое и интересное», — говорит она.
Нахождение в небольшом городе развитию проекта не мешает: по словам Ольги, музей интересен не только приезжающим на выходные москвичам, но и местным жителям. «Есть большой запрос на музеи – к нам на самом деле приходит очень много местных жителей – на мероприятия: мастер-классы, кинопоказы и т.д. Люди на самом деле очень хотят жить городской жизнью», — отмечает она.
Впрочем, город не только позволяет найти свою нишу, но иногда и создает проблемы. Илья Деведжиан и Марина Хюппенен отметили сложности с законодательством, регулирующим общепит: устаревшие требования к кухням, противоречие старых и новых норм и т.д. «Для нас очень важно, чтобы был доступ в интересные и важные для нас здания. Это получается не всегда, и если это городские или административные здания, город сопротивляется нашему вторжению», — рассказала Александра Радулэску.
Контент-менеджер онлайн-школы городских предпринимателей «Vector» Мария Поляк рассказала, что люди, которые стремятся превратить свое хобби в профессию, чаще всего сталкиваются с тремя основными проблемами. Первая – это непонимание того, что после превращения хобби в бизнес ты больше не будешь заниматься любимым делом, а будешь налаживать процессы: руководить людьми, считать доходы и расходы. «Многие на это идти не готовы: они хотят по-прежнему заниматься своим хобби – зачастую ручным – а заниматься процессами у них желания нет. Возможно, им и стоит продолжать просто им заниматься – в этом нет ничего страшного», — отмечает Мария.
Вторая проблема – страх: начинающие предприниматели (особенно из числа тех, кто не имеет экономического образования или опыта работы в крупных компаниях) боятся, что у них ничего не получится, люди не придут и бизнес прогорит. Им Мария советует отправляться учиться: образовательных проектов для предпринимателей, которые помогают людям без необходимого экономического бэкграунда, довольно много. Ну и третье – это непонимание своей целевой аудитории; по словам Марии, с ней сталкивается каждый второй студент школы.
«Переход от хобби к бизнесу – это очень непросто. Мой совет всем, кто хочет сделать этот переход – перестать бояться и как можно больше узнавать, обращаться к экспертам и учиться», — подчеркивает она.
*Круглый стол «Как хобби становится бизнесом и меняет городскую среду» прошел 9 июля в рамках Московского урбанистического форума-2017. Мероприятие организовано газетой «Малый бизнес» при поддержке ГБУ «Малый бизнес Москвы»