Close

28.08.2017

Каждому по услуге

Каковы признаки настоящего маркетплейса, зачем он нужен и сколько стоит его запустить

О том, как работают финансовые маркетплейсы, на примере своего сервиса рассказывает генеральный директор портала Banki.ru Динара Юнусова

Что такое маркетплейс? В дословном переводе с английского marketplace — «рыночная площадь». По сути так и есть — это площадка для продажи продуктов (в нашем случае — финансовых), только в онлайн-пространстве. Здесь покупатель может со всех сторон рассмотреть, «пощупать» предлагаемый товар: изучить условия, отзывы, рейтинги и в спокойной обстановке выбрать самый подходящий продукт. Маркетплейс — это технология. А пользователям привычнее и понятнее название «финансовый супермаркет», его мы и используем на своем сайте.

Что считать настоящим маркетплейсом? Здесь нетривиальная история, потому что должно совпасть три счастливых фактора. Во-первых, у сайта должен быть солидный трафик, то есть большое количество посетителей. Например, Банки.ру ежемесячно охватывает 77 процентов аудитории Рунета, интересующейся темой финансов.

Во-вторых — широкий ассортимент предлагаемых продуктов. На нашей «витрине» представлены одномоментно порядка 3600 финпродуктов. Причем продукты эти не наши, их «привозят» и «выставляют на витрину» различные финансовые компании: банки, страховые, сотовые операторы и т.д. Ну и третье — это прозрачные отношения с этими поставщиками.

Где происходит сама покупка? Все зависит от услуги. Часть банковских продуктов требует посещения офиса клиентом — на случай, если банк захочет посмотреть паспорт клиента или клиент захочет посмотреть в глаза сотруднику банка. В таких случаях маркетплейс — промежуточный этап. Клиент выбирает у нас продукт, сравнивает его по разным параметрам с другими продуктами, определяется. Потом он заполняет анкету, которая направляется в банк. Дальше он должен прийти в офис банка и подписать кредитный договор. Хотя если сумма займа невелика, иногда этого и не требуется.

Процессы у всех банков разные, есть множество продуктов, полностью ушедших в онлайн. Например, в страховании. Это очень удобно: например, вы планируете заграничную поездку. Раньше надо было ехать в офис страховой компании или договариваться о встрече с агентом. Сейчас можно зайти в финансовый супермаркет, сравнить условия страховок, выбрать оптимальную и оформить полис прямо в сети. Транзакция происходит моментально: вы оставляете свои данные, они уходят в страховую компанию, компания генерирует полис и присылает его на вашу электронную почту.

При этом клиент не задумывается о том, у кого по сути он купил тот же полис: у Банки.ру или у страховой компании. Если что-то пойдет не так, со своими претензиями он все равно придет к нам. Поэтому ответственность маркетплейса за предлагаемые продукты очень велика. У нас регулярно случаются дискуссии с партнерами, особенно в вопросах представления продуктов. Часто партнеры предлагают использовать в финансовом супермаркете те же маркетинговые хитрости, что в рекламных кампаниях.

Например, заявлять повышенную ставку по вкладам, которая на практике применяется крайне редко, например, ее может выиграть один человек из ста. Мы избегаем таких вещей и объясняем нашим партнерам, что смысла в них нет: люди перейдут по ссылке, увидят, что это неправда, разочаруются и уйдут к их конкурентам.

Проверять и перепроверять. Мы боремся за честное, прозрачное представление продукта. Иногда банки спрашивают, почему у их предложений маленький трафик, а мы отвечаем: потому что вы неконкурентоспособны. В таких случаях мы иногда выступаем экспертами для банков, рассказываем им, что можно поменять. Конечно, клиенты ищут самую выгодную ставку и устойчивый банк. Они будут смотреть на рейтинг и, конечно же, на народный рейтинг.

«Народный рейтинг» — независимая площадка, на которой каждый может рассказать о своем опыте общения с тем или иным банком. Как позитивном, так и негативном. Понятно, что про негатив люди чаще рассказывают, хотя и хорошие отзывы тоже есть. Мы, конечно, все проверяем и перепроверяем, отсеиваем троллей и «агентов» кредитных организаций.

К тому же у всех разный уровень финансовой подготовки. Клиент мог что-то не прочитать или неправильно понять, а виноватым считает банк. Над проверкой достоверности отзывов на нашей площадке работает около 20 человек.

Есть разные методики, вплоть до звонков в сами банки. И даже положительный отзыв должен содержать фактуру: не просто «супербанк», а какого числа обращались, в какое отделение ходили, с какой проблемой. Если есть сомнения, мы можем даже запросить запись разговора у колл-центра. Это все так отработано, что наших модераторов практически невозможно обмануть, как банкам, так и клиентам.

Много ли маркетплейсов в России? Сегодня все себя называют маркетплейсами. Компании мыслят так: у меня есть финансовый продукт, а если я выложу на витрину еще и страховой — стану маркетплейсом. Но в маркетплейсе истинном должно быть много продуктовых вертикалей. И они не должны быть монобрендовыми. Есть ли отличия российских маркетплейсов от западных?

Технологические подходы одни и те же. Посетителю важно, чтобы было удобно, чтобы можно было легко разобраться. С юридической точки зрения — конечно, разница большая. Например, рынку ипотеки в США уже почти сто лет, и все процессы давно уже проходят онлайн. У нас пока это трудно представить. Но в процессе все будет меняться и уходить в интернет — этого требует сам рынок.

Динара Юнусова, генеральный директор портала Banki.ru

Динара Юнусова, генеральный директор портала Banki.ru

 

x
Login