Close

12.04.2020

Квизовый режим

Как еще можно заработать на интеллектуальных викторинах

Квиз (quiz), или, точнее, пабквиз – это викторина, в которую в английских кабаках играют примерно с 70х годов прошлого столетия. К нам эта мода пришла не так давно – по одной из версий, ее сериалами надуло, по другой – ввезли с оказией среди санкционных продуктов из Белоруссии.

Как бы то ни было, но именно с франшизы белорусского квиза «Мозгобойня» началось повальное увлечение этими интеллектуальными конкурсами. Сегодня российский квиз – это нечто среднее между игрой «Что? Где? Когда?», ее же клоном «Брейнринг» и телевикториной «Угадай мелодию». Поэтому неудивительно, что авторы самых популярных квизов – это члены Клуба знатоков, а среди их ведущих – участники популярных команд КВН. Впрочем, сегодня можно найти игру любого уровня, формата и тематики – есть для слишком умных и для самых веселых, есть для поклонников саги о Гарри Поттере и для любителей детективов, есть для киноманов и только для взрослых. Ежедневно только в барах Москвы проходит десяток разнообразных игр. Вход – от 500 до 1000 рублей. Но их организаторы зарабатывают не только на этом – самые продвинутые продают франшизу своей игры. Здесь возможны варианты – от ежемесячного роялти в 10 тысяч рублей до паушального взноса в 50 тысяч рублей. А как организовать свою игру с нуля и есть ли для самих игроков выгода от такого досуга? Предлагаем варианты.

«Умка»: крафтовый квиз в регионе

Пять лет назад знакомые Алексея Белоусова, преподавателя одного из брянских университетов, приобрели белорусскую франшизу «Мозгобойня», позвали его сыграть, но тот отнекивался: баловство, дескать. Но по их просьбе для одной из игр написал дополнительный тур, игрокам он «зашел». После уже собрал свою команду, раз пять сыграл и даже победил, отчего возникла идея: а чем я хуже?

Стартап в Стиле fun

– Тогда я написал игру и придумал с приятелем название «Умка», – рассказывает Алексей. –Сделали логотип, создали группу ВКонтакте и договорились с баром о проведении – на первую же игру пришли сразу семь команд. Тогда вся наша небольшая выручка ушла на призы и гонорар фотографу. И только после пятой примерно игры «Умка» стала приносить кое-какой доход. За это же время устаканилась и структура квиза – шесть тематических раундов по шесть вопросов. В одном раунде все вопросы связаны с иллюстрациями, в другом – с музыкальными фрагментами, есть новостной тур, есть – приуроченный к какой-то теме: Новый год, Первое апреля, Нобелевская премия. Но все решает последний раунд – блиц, единственный, где можно уйти по очкам в минус. В общих чертах квиз как квиз. Но! Главное отличие – у нас «крафтовый» продукт, штучный. Все вопросы пишу я. Причем сначала искал материал в «открытых источниках», и выходило, что половина вопросов – мои, половина – уже где-то звучала. Только на второй год стал полностью самодостаточен, набил руку. В округе ничего подобного нет – все покупают франшизу, находят ведущих и работают по хорошо известной схеме. Сомнительный юмор, конкурсы типа «угадай флаг» – от подобного мы ушли сразу. У нас изначально не было цели заработать, поэтому запустили свой стартап just for fun – еще одно наше принципиальное отличие.

От Гарри до гусар

Сегодня наша команда – это я, автор и редактор, и Антон Меткин – постоянный ведущий, который также отвечает за продвижение, поиск корпоративных клиентов и т. д. Мы делаем инди‑продукт, не боимся задавать вопросы на подцензурные темы, экспериментируем с форматами. «Умка» как бренд, уже приобретя популярность в городе, стала проводить покупные игры: квиз по Гарри Поттеру, спортивный квиз, гастрономический, очень популярные игры так называемой Гусарской Лиги (18+). Сам написал несколько игр, посвященных темным сторонам жизни, иногда с подчеркнуто неприятными вопросами.

Если коротко, мы даем нашим игрокам то, во что хотели бы играть сами. Формат наших вопросов – нечто среднее между квизовым стандартом и уровнем спортивной версии ЧГК (о, это отдельная субкультура!). Конечно, сильные команды волей‑неволей принуждают составлять все более заковыристые вопросы, в свою очередь и «Умка» также прокачивает уровень игроков.

Организаторы мероприятия (в центре А. Белоусов (слева) и А. Меткин).

Траты и подарки

Сезонные игры «Умки» проходят в среднем раз в три недели – это идеальный для меня как автора вопросов срок: можно написать более‑менее качественный продукт и не потерять при этом форму. А игрокам – не успеть соскучиться по играм: у нас сложился постоянный пул из 15 команд, и есть еще около десятка, которые играют время от времени. В среднем на игре – 20 команд, обеспечивающих полную посадку в баре. А учитывая, что игры проходят по четвергам, то это примерно на 100 человек больше, чем заведение ожидает увидеть у себя в будни. Игры, конечно, платные. Но за аренду заведения мы не платим и не получаем процент от заказов. Есть постоянные спонсоры, иногда возникают разовые подарки – скидки на стрижки, на фитнес. Попутно сами покупаем для команд шампанское и конфеты. Основные траты – оплата работы фотографа и обслуживающего персонала: человек на звуке, человек на ноутбуке (смена слайдов, таблица), ласточка (традиционное название помощников для сбора и проверки ответов). Квизы ни для кого из нас не являются основным и даже вторым источниками заработка. Но нас уже приглашают в шоу‑программы и на корпоративы.

Тут уже пишем вопросы под заказчика. Так, мы работали на банковских и новогодних вечеринках, на самогон (!) ‑фесте и даже проводили в другом регионе мини‑игру в брутальном барбершопе.

Для тех, кто…

Практика показала, что нашим 20 «умочным» командам другие продукты нравятся меньше. А мы, как бы пафосно это ни прозвучало, дорожим своими игроками и создавшейся у нас клубной атмосферой. «Умка»: для тех, кто соображает» – такой негласный слоган. И тут хотелось бы закончить каким‑нибудь универсальным советом для потенциальных организаторов и авторов, но его нет… Нам до сих пор нравится писать вопросы и собирать людей на наши вечеринки. Воз‑ можно, покупая чужие пакеты, мы бы свернулись за год. А может и наоборот, поставили бы дело на поток. Периодически спрашивают: почему не продаете свои игры в другие города? Но я не бизнесмен от квизов. Да и не зайдет там то, что мы делаем сейчас. А возиться и компоновать старые игры мне просто лень. Да и потенциальная отдача того не стоит.

Из рекламодателя – в законодатели

На игре Brain Fitness Game

В компании Routemark, производящей тревел-аксессуары, не тратятся на глобальные исследования своей аудитории и громкую рекламу: здесь как-то подсчитали, что их клиент – это человек, покупающий себе чемодан для путешествий дороже восьми тысяч рублей и для него эффективнее проводить имиджевые акции по узнаваемости бренда. Но где такого искать? Решили, что среди завсегдатаев ресторанов и интеллектуальных развлечений: одно время компания выступала партнером проектов знатока Ровшана Аскерова – франшизы игр «Что? Где? Когда?» и «Без дураков». В итоге основатель Routemark Игорь Морозов так увлекся этими мероприятиями, что стал не просто спонсором премиальных квизов, но и активным их участником.

«Лучшие квизы Москвы всегда были в поле зрения Routemark, – рассказывает Морозов. – Из них мой самый любимый – Brain Fitness Game. Это не просто квиз, а интеллектуальный клуб, созданный три с половиной года назад для перегруженных постоянной работой предпринимателей. Здесь они собираются «не про бизнес, а про отдых». Для такого досуга выбираются рестораны с панорамным видом или модные клубы с удобным залом для размещения команд. Как правило, на каждой игре 12–20 столов, до восьми человек в команде. В зимний сезон играем раз в неделю, летом – раз в две недели».

Игорь Морозов (крайний справа) и пиар-менеджер Routemark Анна Колесникова с ведущим квиза.

Стоимость игры символическая, но все же на порядок выше, чем в других столичных квизах – этим также подчеркивается премиальный уровень игры. Призы участникам предоставляют спонсоры. Это, конечно же, Routemark, ювелирный бренд или криптовалютная биржа…

Но, как отмечает Морозов, люди сюда приходят не ради наград, а ради эмоций. «Чужих здесь не встретишь, а новых членов в клуб рекомендуют свои же, поэтому всегда знаешь, какая атмосфера тебя ждет на игре, – отмечает он. – Совместный поиск ответов – это удовольствие, при этом напряжение довольно высокое, и сохранить позитивную волну в течение всех раундов – особое искусство». Вопросы всегда из самых разных сфер жизни, поэтому завсегдатаи клуба стараются собрать команду из представителей различных сфер деятельности, чтоб охватить максимально большее областей знаний. «Brain Fitness Game отличает довольно легкая атмосфера – игру можно совмещать с хорошим ужином или просто бокалом вина, – продолжает Морозов, – и, конечно, приятной беседой до, в перерыве и после игры».

x
Login