Close

19.10.2018

Советы юриста. Надо ли указывать возрастные ограничения на CD-дисках

Мне необходимо сделать тираж CD-дисков с музыкой и брошюрой. Надо ли указывать на них возраст­ные ограничения для детей (0+, 6+, 12+ и т. п.)? Может ли производитель самостоятельно определить категорию знака информационной продукции, или необходимо экспертное заключение?

– В соответствии с ФЗ от 29.12.2010 № 436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее-ФЗ № 436) запрещена реализация информации, в том числе аудиовизуальной, без указания на ней сведений о возрастных ограничениях, если такая информация может причинить вред здоровью и развитию детей.

Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, перечислены в статье 5 указанного ФЗ. На каждой единице реализуемой продукции должны содержаться специальные знаки с указанием возрастных ограничений, согласно классификации, приведенной в ФЗ № 436. Информационная продукция разделена законом на 5 возрастных категорий: от 0+ для информации, которая не причиняет вреда здоровью и развитию детей, до 18+ для информации, которая запрещена для детей.

Согласно статье 12 ФЗ № 436 размещают указанные знаки на продукцию производители или распространители информации. Проставляются знаки на каждой единице продукции перед ее распространением. За неисполнение указанной обязанности лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 16.17 КоАП.

В качестве санкции статья предусматривает штрафы от 2.000 до 5.000 рублей для граждан, от 5.000 до 10.000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 20.000 до 50.000 рублей для организаций. Также статья предусматривает конфискацию запрещенной продукции и приостановление деятельности на срок до трех месяцев.

Производитель или распространитель продукции самостоятельно принимают решение о том, какой знак возрастных ограничений на ней проставлять. Для выбора категории знака необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ФЗ № 436. Закон не устанавливает требований к процедуре самостоятельного определения знака информационной продукции. Если у вас есть сомнения по поводу конкретного возрастного знака, вы вправе заказать специальную экспертизу.

Требования к экспертизе информационной продукции установлены главой 4 ФЗ № 436. Экспертное исследование могут проводить только аккредитованные экспертные организации и эксперты. Заказчик экспертизы может уточнить, имеет ли эксперт право на ее проведение в реестре аккредитованных экспертов и экспертных организаций, который находится в свободном доступе на сайте Роскомнадзора. В результате исследования заказчик получает на руки экспертное заключение.

Стоит отметить, что судебная практика говорит об усилении контроля за распространением информационной продукции без соответствующей возрастной маркировки. Нарушения выявляются в ходе проверок контролирующих органов, нарушители привлекаются к ответственности по статье 6.17 КоАП (дело № 5–27 / 2016, решение15 марта 2016 года, дело № 5–410 / 16, решение от 02.11.2016, дело № 2–3701 / 2016, решение от 06.07.2016).

Таким образом, являясь производителем CD-дисков с музыкой и брошюрой, вы обязаны проставить знаки возрастных ограничений на каждой единице продукции.
Категорию знака информационной продукции вы можете определить самостоятельно, обязанности проводить соответствующую экспертизу закон не устанавливает. Однако, при наличии сомнений в конкретной категории вы вправе заказать экспертизу.

Анна Коняева,
руководитель «Центра правового обслуживания»

x
Login