Close

29.10.2018

Ведущий игрок

Учредитель «Мосигры» Дмитрий Кибкало о стиле жизни компании

У него есть все, что поколение Z считает успехом в бизнесе — личная страница в «Википедии», компания с сетью из 74 магазинов, 300 сотрудниками и оборотом в 550 миллионов рублей (в этом году рассчитывают на 800), производство под Подольском. «Форбс» включил его в список заработавших свой первый миллион в возрасте до 33 лет. Вместе с другом и сооснователем «Мосигры» Дмитрием Борисовым и маркетинговым ди⁠ректором Сергеем Абдульмановым Дмитрий Кибкало написал книгу «Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения». Легко и с юмором авторы перечислили свод правил для российского малого бизнеса. Прочитав за вечер эту книгу с карандашом, стартапер обойдет десяток потенциальных капканов и убережет свой лоб от нескольких очень болезненных шишек.

Герой «Форбса» встретил нас в своем офисе на «Автозаводской». Со словами «Вот же какой ужас», сам, не гоняя секретаря, быстро-быстро протер огромный зеркальный стол в переговорной, негромко чертыхнулся, ошпарив палец, когда наливал кофе, извинившись, стер абракадабру с рожицами с черной доски — перед нашим приходом в офисе состоялся брейн-шторм. Команда прекрасно обходится без атрибутов успеха, и дух в офисе вполне демократичный. Кибкало прекрасно помнит, как за год в 2009 году прыгнул с зарплаты 60 тысяч рублей до должности ди⁠ректора компании с оборотом в 30 миллионов, каким это казалось невероятным успехом. За десять лет, пережив настоящие американские горки, компания выросла фактически в 20 раз. В основе успеха его проектов лежат три вещи, которые Дмитрию по-настоящему нравятся: любимые с детства «настолки», вкусная здоровая еда и обожаемый футбол, в который Кибкало играет всю жизнь. Об этом – «Мосигре», сети «Паста Браво» и футбольной школе «Метеор» — и поговорили.

Справка: 

Дмитрий Кибкало окончил Механико-математический факультет МГУ. Работал в пресс-службе  «Спартака», агентстве по связям с общественностью «ИМА-консалтинг». «Мосигру» основал, уйдя с должности исполнительного директора продюсерского центра «Колизей».

Компанию «Мосигра» основал в паре с другом детства Дмитрием Борисовым. История компании началась с одного интернет-магазина, к которому потом добавилась точка самовывоза на « Белорусской», первый полноценный магазин появился на «Таганской».  Со временем  у компании появилось свое производство – дочерняя  компания носит название «Маггелан» и базируется в промзоне в Подольске.  Своя продукция составляет примерно треть от ассортимента «Мосигры». Также «Мосигра» сотрудничает с дистрибьюторами зарубежных производителей и российскими издателями игр. В 2013 году  Forbes включил Дмитрия Кибкало в список 9 российских предпринимателей-миллионеров моложе 33 лет, построивших во второй половине 2000-х годов компании с капитализацией более 10 миллионов долларов. В соавторстве с Дмитрием Борисовым и Сергеем Абдульмановым написал книгу «Бизнес как игра: Грабли российского бизнеса и неожиданные решения». В 2016 году книга стала получила первую премию  PwC «Деловая книга года в России». Сейчас  готовится  к публикации продолжение книги. Кроме «Мосигры» является совладельцем ресторана формата fast casual паста «Браво» и сети детских футбольных секций «Метеор».  Женат, воспитывает троих сыновей.

 

Подарок для папы

Первый миллион Кибкало принес сыновий долг. В детстве папа обучил его своей любимой студенческой игре: «Шакалу». Это сейчас ее знает каждый и у многих есть яркая коробка от «Мосигры». А долгие годы играли на разлинованном от руки поле, роль «золота» и «пиратов» выполняли пуговки и наперстки. Этой игре Дмитрий обучил половину общежития МГУ, она стала настоящим хитом. Однажды Дмитрий решил отпечатать для папы игру в типографии. «Пиратов» и «золото» купил на «Алибабе». Но минимальный тираж, который согласились отпечатать в типографии — 100 экземпляров. Дмитрию это обошлось в 400 тысяч. Папа, конечно, был счастлив. Десяток друзей, кому Дмитрий раздал часть тиража, — тоже. Но что делать с оставшимися коробками?

Прикупив игр других производителей для ассортимента, решили «запилить» интернет-магазин. Заказы развозил оказавшийся тогда безработным друг детства Дмитрий Борисов. С тех пор — за десять лет — к онлайн-магазину добавились еще 74 точки в разных городах (когда редактировали этот материал, пришел пресс-релиз об открытии еще девяти магазинов «Мосигры» — три в Москве и шесть за ее пределами – Прим. ред.). Треть игр в ассортименте свои — производство базируется под Подольском.

— Какие еще игры перешли со студенческих кухонь в типографию и на полки «Мосигры» кроме «Шакала»? 

— Много! «Данетки» — хит пионерских лагерей. «Крокодил» — из той же эпохи, совместный проект с замечательным Сергеем Милимуком, который уже 20 лет реанимирует такие игры. У него своя ассоциация любителей «Крокодила». «Ерш» родился после дня рождения, где веселой компанией играли в массу «пьяных» игр, он был одной из них. Штук двадцать игр лежат на специальной полочке ожидания — для дальнейшей разработки. Еще хотим развивать активные игры из наших дворов.

Например, мы часами играли в «Пекаря», где-то эта игра называлась «Палки», где-то «Банки». Я сейчас показываю ее нашим аниматорам-студентам, а они про нее не знают! Хотим реанимировать, чтобы снова пошла во дворы, парки. Но в классическом виде она довольно травмоопасная — один нападает с палками, другой свои «банки» защищает. Мы обычно играли до первой крови.

Сейчас думаем, как обойти этот момент. Хотим с помощью этой игры вывести наших детей на улицу. В хорошем смысле этого слова. С другом и автором многих игр Тимофеем Бокаревым мы собрали целую книгу таких дворовых игр. Есть много хороших подвижных игр, которые необходимо спасти из небытия. Например, те же городки — их не забыли, есть масса ассоциаций любителей городков, но про них уже не знают дети. Мы сейчас активно заходим в сегмент корпоративных ивентов, часть игр у нас там именно подвижных. Это здорово.

— Продвижение некоторых игр вы сопровождаете очень небанальными рекламными слоганами. Например, интеллигентную, спокойную игру в городки продвигали лозунгом «Зато две биты в багажнике». 

— Это наш гениальный маркетинговый ди⁠ректор Сергей Абдульманов. Я не знаю, как у него устроен мозг, но он порой генерит такие идеи, до которых я бы никогда не додумался. Например, по закону «О персональных данных» мы нечаянно попали в ловушку — у нас было примерно 180 тысяч анкет из базы рассылки, в которых слетела галочка о согласии на рассылку и на обработку персональных данных. А рассылка — очень эффективный инструмент, мы не хотели от нее отказываться. И в то же время мы против спама.

Сергей составил шаблон письма, в нем он извинялся, что отвлекает и все такое, что это разовое письмо и, если человек против рассылки, то вот ему большая кнопка «отписаться». Но если он не против иногда получать наши письма, то в качестве благодарности от нас — подарок в магазине «Мосигры». Отписалось примерно 10 процентов, таким образом мы реанимировали огромную базу. Несколько тысяч пришло за подарком. Это былсовсем не магнитик, а игра «Данетки». Да, это стоило нам определенных затрат. Но прийти в наш магазин и уйти без дополнительной покупки невозможно. Ситуация потенциального провала обернулась хорошим скачком продаж, получился классный маркетинговый кейс.

Давайте жить дружно

— Вы практикуете возврат товара без чека, просто потому что клиенту не понравилось. Рабочая технология?

— Да, если при этом мы не нарушаем закон, всегда пойдем навстречу. Например, невозможно оформить возврат без паспорта. В этом случае, какие бы мы не были пушистые, откажем. Без чека — да, вернем. Клиентоориентированность окупается. Некоторые игры можно найти в интернете дешевле, но покупатель, зная наши стандарты работы, чаще всего жертвует дельтой в 100-200 рублей и выбирает нас. Потребительских террористов среди наших покупателей — капля в море. Даже если клиент не прав, но его требования в рамках закона, мы сделаем, как ему хочется. У нас был такой товарищ: покупал, играл, через какое-то время возвращал: не нравится. Очень долго он это практиковал, его уже узнавали в магазине. И вот как-то он очень хорошо просрочил срок возврата. По закону имели полное право не отдавать деньги. Продавцы сперва отказали. Он написал претензию. В итоге история дошла до меня. Я махнул рукой: верните деньги. Он такой — один из пяти тысяч. Дороже вести с ним переписку. Плюс он пойдет в соцсети, на сайты отзывов, там изложит свою версию. И никто не будет особо разбираться, а осадок останется. Зачем спорить из-за двух тысяч рублей? Переживем!

— Вы признаете за сотрудниками право на ошибку и считаете, что лучше наступить на грабли, пока они маленькие. Уж лучше пусть ущерб от ошибки будет 100 тысяч, а не миллион. Самая высокая цена такой демократии для компании — какая? 

— Самые дорогие ошибки — мои. Например, в прошлом году решили поиграть с городом и взяли в аренду по аукциону три киоска. История оказалась убыточной. Брали для начала один, было ощущение, что все хорошо пойдет. После того, как взяли три на срок в пять лет, оказалось, что это очень убыточная история. Вырвались из нее с потерей всех депозитов и поняли: плохая идея. Но это опыт.

— Ваш опыт присутствия на крупных мероприятиях давно приводят в качестве хорошего малозатратного, но эффективного маркетингового хода. 

— Мы на всех фестивалях присутствуем бесплатно. Для этого надо нарисовать в голове продюсера четкую картину, как мы повышаем ценность мероприятия. Кстати, мы не везде продаем свои игры, иногда это для нас просто реклама и пиар. Бывает, договариваемся за процент с продаж. Но аренду за площадку не платим. При этом создаем настоящий фан.

Быстро расти — это больно

— Как проходили через болезни роста при масштабировании?

— Эта болезнь неизбежна. Если ты растешь по выручке, то в какой-то момент теряешь эффективность. А рост эффективности наоборот приводит к спаду выручки. И вот по этим лестницам мы бегаем постоянно. В этом году рост компании в выручке составил 40 процентов. Адаптация от того, что было, к тому, что стало — она непростая. Стандартная история смены менталитета: из одного магазина сделать два — это смена картины мира, из двух-трех масштабироваться в три десятка — это снова привыкать жить в другой системе, переход из тридцати к тремстам — снова смотришь на мир новыми глазами. Эти переходы даются непросто.

Сейчас мы на грани перехода из малого бизнеса в средний, из эпохи «go-go предпринимательства» в рамки жесткого стандарта и администрирования, иначе идут потери в эффективности. Мы примерно полтора года в этой стадии. Непросто — никогда не знаешь, где рванет и на каком участке фронта надо падать на гранату.

Конверт на случай ЧП

— На какой стадии развития вы разработали антикризисный конверт, согласно которому ваша пиар-служба должна откликнуться на ЧП в течение получаса? 

— Это было органично и соответствовало развитию. Я давно в пиаре, отлично понимаю маркетинговые возможности сайта «Хабр» — когда на любую твою реплику моментально может прилететь возражение. Формат «ты один, а их много» — эффективный и очень коварный. Поэтому мы выработали стратегию: если что-то где-то рвануло, наша первая публичная реакция: да, мы не правы, ищем пути, как исправить ситуацию. В полемику в стиле «да это ты сам виноват» не вступаем. Не потому, что слабаки, а потому, что это психология — если ты кричишь, что вот ты такой замечательный, а мир не может оценить твою гениальность, всегда найдется десяток тех, кто пнет публично и будет расказывать, где и как ты упал в лужу.

Если мы отвечаем «найдем виновных, покараем», то чаще всего слышим в ответ, что мы, в принципе, очень неплохие ребята. Лучше пусть нам публично говорят, что ничего страшного, со всеми бывает, чем толпой приведут массу доводов, какие мы негодяи. А вообще уметь слышать чужое мнение — это важно. Мы стараемся слышать. Даже если оно болезненное. И это азбука пиара — в письменном виде от компании никогда не исходит никакого негатива и утверждения, что кто-то не прав. Если кто в публичном пространстве и неправ, то это всегда я.

— Пиар-службу у вас возглавляет супруга. Это последствия того, что на старте это была дружеско-семейная компания или того, что для жены вы всегда в доступе? И она не побоится лишний раз позвонить? Этим обусловлены ваши 30 минут на реакцию? 

— Да, это вполне эффективная модель. Так или иначе она в курсе всех течений внутри компании. И где-то может сама принять решение, а где-то, пока сотрудник только собирается с духом, она уже позвонила. И чаще ситуация не такая страшная, как кажется человеку в офисе.

Сбитая звездочка

— Так или иначе количество негатива связано с болезнью роста. Чем больше компания, тем больше у нее как фанатов, так и хейтеров. Вы на себе это ощущаете?

— Ощущаем. Было дело — на [Яндекс]маркете наша общая оценка съехала с пятерки на четверку. Мы обрабатываем каждый отзыв, как отрицательный, так и позитивный. И я стараюсь каждый перевести в положительный. Но чем больше компания, тем сложнее. При этом негативные истории часто вообще с нами не связаны, а отзыв написали на нашей странице. Вот вчера человек оставил претензию, что купил у нас бракованные наушники. А мы не торгуем наушниками! Но системе рейтинга это безразлично, нам поставлен дизлайк. Над этим вопросом сейчас очень активно работаем. В октябре вернулись к оценке в 4,9 балла.


Ловушка для воришек

— Это правда, что все кражи вы вычитаете из бонусов продавцов, при этом отказываетесь ставить электронные ворота? 

— Про списание — это правда, да. Про ворота — от них отказались после тестирования. Не такой у нас объем краж со стороны покупателей, чтобы их покупать. Сами ворота и система меток обходятся намного дороже, чем потери от воровства.

— Это подтверждает и данные ритейлеров, что больший процент воровства – внутренний, больше всего выносят продавцы. Не обидно, когда в коллективе есть «крыса»?

— Ваша статистика верна для супермакетов, когда воруют продукты. У нас же иная специфика товара. С внутренним воровством мы справились. Раньше списания украденного проходили по оптовой цене. Казалось бы, это гуманно по отношению к коллективу. Но мы проанализировали амплитуду краж. Каждый всплеск был связан с выходом новой игры. Тогда мы ввели такую практику. Сотрудник может по предварительной заявке взять товар по спеццене, но все кражи при этом списываются по цене розничной. Так мы сняли проблему внутреннего воровства.

Одно время у нас активно уносили радиоуправляемые модели. Была даже история, когда один из нас встретил в торговом центре мужчину с коробкой, в которой был катер из нашего магазина. Дорогая и яркая модель. Мужчина не спеша шел с ней, как добропорядочный покупатель. И уже только через несколько минут выяснилось, что катер украли. В итоге мы переставили стенды с радиоуправляемыми моделями глубже в зал. Любая кража — это соотношения риска быть наказанным и потенциальной выгоды. Если выгода выше риска наказания, человек пойдет на воровство. Мы минимизировали выгоду от внутреннего воровства, и кривая краж пошла на убыль.

Не бойтесь странностей

— В книге вы кратко описывате стиль жизни компании фразой: «Мы все тут немного долбанутые»…

— А как иначе? Иначе скучно жить. Мы стараемся регулярно делать какую-то необъяснимую с точки зрения офисного человека странность. Ведь так и в школе было — если сидеть и конспектировать, становится скучно. А попутно строить рожи и пускать самолетики — уже хорошо. Так и в мире взрослых. Только классы сменились на офисы. Вот мы периодически, в ожидании звонка на перемену и строим рожи.

В какой-то момент у нас выстрелила идея: в игру «Медвед» мы стали класть кедровые шишки. Практического смысла в этом нет, но люди оценили. Еще здорово работает, когда на бизнес-конференции привозим масштабированную «Дженгу». Это оттягивает к нашему стенду большую часть посетителей. Все с азартом начинают играть. Даже если люди в костюмах или на шпильках. А вокруг других стендов все чинно-благородно: рукопожатия, портфели, обмен визитками.

— А на хайпе пытаетесь сыграть? 

— Тот же «Медвед» — это хайп, мем. Он получился многолетним. Но сейчас жизнь мема очень короткая — месяц, полтора. А разработка игры длится больше года. Когда была перекопана Москва, мы выпустили карточки «Шанс» и «Городская казна» для «Монополии», с шутками про вечную стройку. Одну из игр («Челюсти») мы решили раскрутить с помощью популярных блогеров, они сделали анонс, в результате у магазина на Таганке образовалась очередь в полкилометра! Съехались журналисты, телевидение. Оказалось, что люди стоят в магазин за игрой.


«Космос своими деньгами не отапливаем»

— Вы назвали телерекламу «шредером для денег». Она в вашем сегменте не работает? 

— Абсолютно неэффективна. У нас не продукт массового повседневного спроса. Мы рекламируемся через digital и BTL-акции. Плюс на узнаваемость хорошо влияют все наши маркетинговые истории — от участия в «Нашествии» до гигантской «Дженги» на выставке. От классической рекламы отказываемся. При этом желающих потратить наши деньги в этом сегменте очень много. Мы максимально клиентоориентированы в отношении своих покупателей и ждем зеркального отношения к себе, когда уже сами выступаем покупателями. Но такие предложения на рекламном рынке большая редкость, все больше из серии «погреть космос» нашими деньгами. Поэтому сильно платная рекламная история — это не про нас.

— Кто ваш основной конкурент из торговых сетей? «Детский мир»? 

— Если «Детский мир» назовет нас своим конкурентом, это будет нашей большой победой — все-таки у нас 74 магазина, а у них больше 500. Но при этом наши объемы продаж игр с квадратного метра торговой площади — они выше, чем у «Детского мира». Но для них настольные игры — второстепенный продукт. Основную прибыль сеть получает от продажи одежды. Для таких ритейлеров мы придумали коллаборацию в формате shop-in-shop, которую мы тестируем прямо сейчас и которая по всем прогнозом должна оказаться эффективной.

Мы сейчас входим таким форматом во многие сети, пока больше в Хореку. Получается неплохо. Опыт такого сотрудничества с «Андерсоном» и «Даблби» меня радует. В отношении «Детского мира» это пока из серии «помечтать». Основной конкурент как издатель – это компания «Мир хобби», а в рознице по сути конкурентов и нет: «Игровед» и «Гага-геймс» мы кратно превзошли по количеству магазинов.

— Но при этом с «Миром Хобби» у вас есть еще один общий мощнейший конкурент — соцсети. И бьют они вас отнюдь не кошельком. Зачем куда-то ехать и с кем-то встречаться, если все друзья в одном смартфоне?

— Да, соцсети создают иллюзию дружбы. Ты лайкаешь посты в инстаграме, при этом не видел человека два года. Но вроде бы знаешь, чем он живет. Но это не так. Соцсети порождают страх перед живым общением. Особенно с теми, кого давно не видел. Вот встречи одноклассников, например. О чем там говорить? Женат, трое детей, машина такая-то, работаю там-то. И все? Многие боятся таких встреч. А ведь с этими людьми многие из нас провели лучшие годы своей жизни. Но если взять нашу игру, то это, не знаю, как шампанское, что ли. Сближает, сплачивает людей и через игру уже идет нормальное, живое общение. Начинаются воспоминания, шутки.

Цена дружбы

— В книге вы пишете, что если начинаешь бизнес с другом, то на старте надо договориться, кто все-таки чуть-чуть главнее и у кого право решающего голоса. Хотя бы для того, чтобы был кто-то один виноватый. У вас главный по-прежнему вы? 

— Да. Этот уговор был действительно еще на старте, когда в команде было меньше десяти человек и, по идее, можно было договориться за одним столом. Сейчас в компании 300 человек, включая производство и продавцов. Я знаю о деятельности примерно пятнадцати человек из управления. Последние два года стараюсь максимально делегировать обязанности и закреплять за каждым зону ответственности. А что касается дружбы и бизнеса, то мне нравится европейская система договоров и партнерства. Институт срочных договоров противоречит нашему закону, но он очень здравый.

В бессрочном партнерстве выход из договора — это всегда конфликт, либо ты ушел и ты предатель, либо тебя «ушли». А в случае срочных договоров никто не обязан продлевать отношения, если нет желания работать дальше, но при этом все сохранили лицо. И это стимул, как работодателю, так и сотруднику, быть постоянно в тонусе, чтобы возобновить отношения через новый контракт. И система партнерства, когда хорошо прописывается, на каких условиях и когда можно разойтись — это очень хорошо.

— Подобной точки зрения придерживается и основатель «Альфа Банка» Михаил Фридман. Он публично рассказывал, что одним из первых в России подписал с партнерами подобные документы. 

— Это надо делать стопроцентно. В «Мосигре» мы этого не сделали, но в рамках всех наших новых проектов подобные условия прописываем.

— Есть такое наблюдение: если друзья пришли в бизнес, то рубикон их отношения проходят через пять лет. Они либо ссорятся, либо кто-то отходит от дел. Как вы с Дмитрием Борисовым прошли этот рубеж? 

— Да, примерно в этот момент мы порой спорили из-за такой ерунды, что и вспоминать не хочется. Но между собой мы это смогли утрясти. Поняли, что пришла пора отойти от непосредственного управления. У нас сейчас есть команда менеджмента, которой мы ставим цели, а потом принимаем отчет. И это тоже издержки роста. С одной стороны, ты располагаешь долей и благодаря тебе появилось это дело. И тут кто-то, кто работает у тебя за зарплату, начинает критиковать твои идеи или негативно оценивает результаты твоего проекта.

С одной стороны, у критики может быть основание — я лично признаю, что квалификация многих наших менеджеров, которых мы можем нанять, сейчас выше нашей. И это нормально. Считаю, что фаундерам надо примерно через два-три года, запустив мотор и набрав команду, отходить от операционной деятельности. Там все будет работать и без вас. Так вот без участия посторонних, тет-а-тет, мы с Дмитрием всегда договоримся. Не знаю, если бы мы варились и сейчас в операционном котле, смогла ли наша дружба быть такой же крепкой.

Голос старшего

— В интервью «Форбсу» вы настоятельно рекомендуете найти себе ментора и прислушиваться к его советам, что лично вам это очень помогает. По сути, ваша книга — это тоже своеобразный ментор, но для тех, кто только начинает.

-Да, и у меня это не один человек. Это компания людей, добившихся чего-то большего, чем я, ушедших на несколько шагов вперед. Им точно есть, что мне сказать и о чем предупредить. Это очень эффективная модель. И ментора можно найти в любой сфере.

Позеленеть от успеха

На изготовление пакетов у вас уходит больше миллиона рублей в год. Это значимая цифра. Не думали перейти на более экологичные крафтовые пакеты? 

— С самого старта мы придерживались тактики: выпускаем очень качественные, красивые пакеты, прочные и вместительные. Сотрудники тестировали их на своих переездах. Пакеты действительно оказались крепкими. Покупатель при этом за них никогда не платил. С крафтовыми не так все просто.

Сложность в том, что коробки с острыми углами рвут бумажные пакеты – мы неоднократно тестировали разные модели. Приходим к мысли, что надо запустить эко-сумки, но в производстве они дороже пакетов. Сейчас мы рассчитываем их стоимость и оцениваем, сможем ли потянуть эту историю самостоятельно, не перекладывая на покупателя заботу об экологии.

Домашний тест-драйв идей

— Вы — многодетный отец. Сколько лет вашим мальчикам, и во что из настольных игр они играют? 

— Сыновьям 5, 10, 11 лет. Играют во все и с удовольствием. Это для меня отличная бесплатная фокус-группа, но мои мальчики часто играют в игры для более старшего возраста. Потому у меня в этом плане немного сбито восприятие. У них есть свои фавориты, а я люблю разные игры. Но это командообразующий элемент, и мне под них приходится подстраиваться.

Зарабатывай на том, что нравится

— «Мосигра» масштабируется не только за счет расширения торговой сети. Сейчас Кибкало работает и еще над двумя проектами. Первый проект — корнер «Паста Браво» на фуд-корте «Золотого Вавилона». 

-Это очень вкусный и полезный фаст-фуд с упором на хорошую качественную пасту ручной работы. Идею подсмотрел в Париже, хотел взять франшизу, но не получилось, — рассказывает Дмитрий. — Разработали нечто подобное сами. Мы полтора года работали на фуд-корте в торговом центре на проспекте Андропова. Наступили там на все грабли, набили все шишки. Закрылись, доработали. Сейчас открыли новую точку.

Если до конца года результаты оправдают возложенные на проект надежды, то в следующем году Кибкало с партнерами запустит еще четыре точки и десять франшиз.

Второй проект реализуется совместно с бывшим сотрудником «Мосигры» Тихоном Фисейским. Это сеть футбольных школ. Здесь у Дмитрия больше личный интерес — подрастают сыновья, двое из которых увлекаются футболом. По мнению Дмитрия, в детской футбольной системе Москвы нет четкой методологии, все стихийно, сложно предсказать, каких успехов при регулярных тренировках добьется ребенок и есть ли у талантливого мальчика шанс пойти дальше. Его школы будут работать под брендом «Метеор».

— Пока это название мало что кому говорит, но мы еще прогремим, — уверяет Кибкало.- Система выглядит так: секция открывается на базе средней школы, занятия с профессиональным тренером проходят дважды в неделю. Дети, подающие надежды, переходят в районный клуб, где тренировки чаще и продолжительнее, тренер более высокого класса. Далее — городской уровень. Занятия в обычной школе стоят порядка четырех тысяч рублей за восемь тренировок. Сейчас запущено 20 секций на Западе и Северо-Западе. В планах — охватить все школы столицы.

Хочется сделать спорт высокого уровня масссовым. В Москве есть Высшая любительская футбольная лига. Когда мы начинали, там не было людей со спортивным образованием. Наша цель — выпускать детей, которые смогут играть в любительской лиге. Это предпрофессиональный уровень. Уже пошла обратная связь от родителей. Если раньше мы искали школы, готовые с нами работать, то сейчас запустился ответный процесс — обрабатываем заявки на участие. В наших школах будет работать система своеобразных электронных дневников — там будут отчеты с тренировок, фотографии. Через каждые девять тренировок — контрольный урок.

Вернуться в «Форбс» в новом статусе

— Это правда, что в момент, когда вы получили номер «Форбса», где вы были перечислены в списке молодых миллионеров, вы собственноручно заклеивали коробки для отправки их «Почтой России»?

— Да, тогда был высокий предновогодний сезон. Работал в поле. Статья, конечно, потешила самолюбие, но я понимаю, что это просто статья в журнале а не тот самый список, в котором фамилии Лисина, Абрамовича и других небожителей. Есть над чем работать.

О книгах:

— Хорошие книги — это концентрат опыта. Кто-то годами ходил по граблям до вас и решил меньше, чем за 1000 рублей передать вам знания, за которые вы заплатите минимум 200 тысяч на консалтинге. Возьмите книги и положите их в офисе, ваши люди, которые хотят расти, будут их читать.

— Для каждой роли в команде у нас есть своя подборка — блок по маркетингу, блок по рекламе. Идея родилась из брейн-шторма — обсуждали, кто какие книги прочитал и рекомендует к прочтению команде. Мы формировали пакеты для наших франчайзи, чтобы настроить их на нашу волну. Там были «Съешьте лягушку» Брайна Трейси, «Почему мы покупаем» Андерхилла Пака, «Конец маркетинга, каким мы его знаем» Серхио Займана и книги Роберта Кийосаки. В свое время с большим удовольствием открыл для себя книги Максима Батырева, особенно «45 татуировок продавана» — он очень близок мне по духу, хорошо прокачивает тему и если строить компании по принципам, что предлагает он, это будут очень эффективные команды.

О самых ценных кадрах:

— Никогда нельзя, даже в кризис, трогать тех, кто умеет думать. Даже если они еще не успели толком раскрыться. Найти необычных людей сложнее, чем набрать линейный персонал. Лучше пожертвовать несколькими заменяемыми сотрудниками, чем расстаться с тем, кто потенциально способен на многое.

О соратниках:

— У меня есть Тихон Фисейский — удивительный человек. Я нашел его через футбол и привел в команду. Ему было всего семнадцать, когда он вышел на поле. Буквально после первой подачи тренер повернулся и спросил: «Ты где его взял?». Мы в тот момент только запускали производство и в раздевалке он предложил: «Давайте я попробую работать с вами». Начинал с раскладки карт по коробочкам. Через пару дней пришел: «Если сделать вот так, то коробка будет удобнее». И так каждый раз, по любому случаю. Тихон проработал у меня девять лет, долго был ди⁠ректором по производству. Сейчас он решил заняться темой футбола, мы сотрудничаем уже по другому проекту. Из таких же находок ди⁠ректор по маркетингу Сергей Абдульманов. Да, с людьми, умеющими думать, мы практически не расстаемся по нашей инициативе. Жаль, конечно, что часто они дозревают до идеи начать что-то свое и уходят, но мы продолжаем сотрудничество уже как партнеры.

О совещаниях: 

— Совещания мы проводим минимально возможным составом. Если получается — стоя. Больше 15 минут без внешних людей — потеря времени. После встречи, если договоренности были устные, обязательно закрепляем обговоренное письмом.

О фасилитаторе:

— Если встреча по принципиальному вопросу, то мы ее проводим по классической схеме совещаний плюс приглашаем фасилитатора. Это очень эффективно, хотя порой занимает 4-5 часов. Сперва это был приглашенный специалист, но со временем мы решили, что с ростом объема встреч нам нужен человек в штате. Взяли, увидели результат. В итоге сейчас у нас таких специалистов двое — один для розницы, второй для управляющей компании. Не знаю, правильно ли это с точки зрения канонов фасилитации, но эффект пока мне нравится.

Игры, упоминающиеся в материале: 

«Шакал» — игра, с которой началась история  «Мосигры». Признана лучшей игрой-стратегией 2012 года. На остров в поисках сокровищ высаживаются пираты. Их задача  — найти золото и перетащить его на корабль. Попутно можно найти форт, пушку, встретить крокодила, обнаружить бутылку с посланием или откопать один из кладов капитана Шакала. Сейчас существует семь версий игры.

«Данетки» — игра из 22 карточек, задача игроков – задавая ведущему вопросы, на которые можно ответить только  «да» и «нет», —  отгадать истинную причину некоей истории.  Сейчас вышло 15 версий игры. Данетки стала самой популярной в России игрой по итогам 2013 года.

«Ёрш» — «пьяная» игра для взрослой компании. Надо тянуть карточки со смешными заданиями и выполнять их. Если не хочется — выпивать штрафную. Задания – откровенно дурацкие, но веселые. От скороговорки «геолог Георгий – герой гей-оргий» до отправки идиотских смс на номер, продиктованный  другими участниками игры. Есть особая карта – «медведь пришел». Как только ее вытянули, все должны быстро залезть под стол. Тот, кто залез последним, считается пойманным медведем. Есть пять версий игры.

«Крокодил» — самая популярная игра для больших компаний, где нужно объяснять жестами слова с карточек настольной игры. На карточке бывают обычные предметы, действия, сложные абстракции, имена и даже целые выражения. Каждая из этих категорий приносит разное количество очков. Выпущенные серии: «Большая вечеринка», «Кругосветный», «Всякоразный», «ДетскоЛегкий», «КиноКнижный», «ИсторикоЗанятный».

 

Фото Алексея Антонова и из архива «Мосигры»

x
Login