Ребенок подсказал идею стартапа
«Театр теней»— проект, выпускающий серии детских книг для домашних теневых спектаклей по классическим сказкам. Проект основала в 2017 году Наталья Андреева. До открытия своего бизнеса работала в Coca-Cola Hellenic (Красноярск). Семь лет назад переехала в Москву, где работала продюсером в крупном event-агентстве. Замужем, в семье растёт 6-летняя дочь Агния, именно она подсказала маме идею «Театра теней».
«Мы читали «Дюймовочку». Выключили свет, и дочка попросила показать ей театр теней с Дюймовочкой в главной роли. Мы вырезали силуэт из бумаги, а у меня в голове сразу «нарисовалась» книжка-раскладушка, которую поставил, подсветил фонариком в телефоне — и готово! Я живо представляла, как вечером семья собирается и разыгрывает домашний теневой спектакль», — рассказывает Наталья.
Муж стал еще и инвестором
Наталья начала обзванивать типографии, узнавая, как вообще делать такую книгу и сколько это стоит. Оказалось, что метод штамповки, когда берут и вырезают сразу большую стопку изделий (открыток, например) здесь не пройдёт. Каждый экземпляр книги теней из-за мелких контуров придется вырезать отдельно — лазером из толстого картона. И это дорогая технология. Цены были сумасшедшие — 1000 рублей за книжку.
“Я обратилась за советом к владелице одного детского издательства, и она сказала, что проект мой альтруистический, заработать на нём не получится. Наверное, в тот момент я бы отказалась от идеи, если бы не нашла потрясающего иллюстратора и не менее потрясающего инвестора. Муж, видя, как я мечусь, сказал: «Вот миллион — хочешь купи машину, а хочешь — вложи в свой проект. Твоё решение» — так Наталья решилась реализовать свою идею. К слову, вложенный миллион окупился за 8 месяцев, но сейчас вся прибыль идет на развитие производства.
После долгих поисков, Наталья нашла художника Михаила Байкова, который умеет показать характер героя с помощью силуэта, что очень важно для книги теней. Оказалось, его родители занимались театром, он все детство провел за кулисами. После этого Наталья отыскала технолога, который предложил подходящий вариант изготовления книги — около 500 рублей за экземпляр.
Наталья придумала, что история должна «раскладываться» на восемь сцен и при этом быть понятной, а технолог помог подобрать лист нужного формата.
В ноябре 2017 Наталья запустила краудфандинг-кампанию на платформе Boomstarter. К тому моменту часть книг уже была отпечатана — проект финансировался из семейных средств. Но хотелось привлечь внимание и убедиться, что книги теней будут востребованы. Цель была — собрать 200 тысяч рублей (стоимость первого тиража «Дюймовочки»). Сбор запустили перед Новым годом, потому что решили, что «Театр теней» станет хорошим подарком для всей семьи. Проект успешно завершился через месяц, собрав даже больше — 280 тысяч. В конце декабря все спонсоры получили свои книги — около 300 экземпляров. Заработанные деньги пошли на развитие сайта shadowplaybook.ru
Розничная цена книги в Москве — 1250-1590 рублей.
Пятьдесят экземпляров отправились заграницу — в Германию, Латвию, Израиль, США. Эти 50 экземпляров не окупились — доставка слишком дорогая, а я не учла этого заранее. Теперь доставкой занимается логистическая компания.
Память о диафильмах как двигатель торговли
Аудитория — это люди, которые стараются отобрать для своего ребенка что-то особенное, качественно сделанное. С помощью иллюстраций они хотят воспитать у ребенка художественный вкус. Это занятые родители, им некогда вырезать и клеить, а тут открыл коробку – и можно ставить спектакль. «Театр теней» подойдет дошкольникам, от двух до семи лет. На сегодняшний день вышло 5 сказок, а всего разработано 7. Для проекта использовались сюжеты классических сказок.
«К счастью, я получила много положительных отзывов. Некоторые родители писали, что теневые сказки напоминают им о своем детстве и диафильмах, и они хотят разделить это счастливое ощущение со своими детьми. Во времена гаджетов детей трудно удивить, а книге теней они удивляются», — говорит Наталья.
Производство сейчас находится в Китае, даже с учетом налогов и транспортировки, получается немного дешевле, чем в России. Наталья нашла фабрику, у которой есть необходимые сертификаты на производство детских товаров. Она съездила на производство, убедилась, что на фабрике чисто, красиво, соблюдаются условия труда, сотрудники носят специализированную форму, и мы заказала тираж — 8000 экземпляров.
У «Театра теней»есть представители на Кипре, в Риге, в Казахстане, Киргизии, США, Канаде и на этом Наталья не планирует останавливаться. В рамках дистрибуции компания начала сотрудничество с крупным издательством. Книги изначально задумывались так, чтобы их было легко переводить на другие языки — достаточно перевести упаковку и вкладыш с текстом. Уже есть заинтересованные в этом партнеры в Сингапуре и Японии.