Close

28.08.2017

«Важно запасаться терпением»

Ольга Нагайцева, эксперт по коммуникации, бизнес-тренер, о том, что следует делать начинающему предпринимателю

Каждый человек, решивший заняться предпринимательством, задает себе одни и те же вопросы: в какой сфере открыть свое дело? «Пойдет» его бизнес или нет? Сколько времени понадобится на то, чтобы стартап превратился в полноценный проект?

Ольга Нагайцева, руководитель российской консалт-студии «Действующие лица» и учредитель испанской компании «Практики Испании», советует начинать свой бизнес с тестирования себя в найме.

Оценить ресурсы. У многих людей ошибочные представления о бизнесе и своих возможностях. Не все люди могут быть предпринимателями. Тех, у кого есть предпринимательский талант, намного меньше, чем обычных нормальных людей. Для начала разобраться бы, есть ли этот талант.

Предприниматель — не тот, кому страшно везет или кто сходу угадал бизнес-идею. Это тот, кто умеет вставать после падения и неудач, такой ванька-встанька. Он может заново собрать себя после неудачных тестирований и бежать дальше, заново решать новые проблемы.

Свой бизнес — это другой образ жизни. Это дикая ответственность и стрессы, повышенные требования к своей психике и эмоциональному настрою. Отношения с женами-мужьями будут построены иначе, потому что предпринимательство занимает очень много времени.

Для начала нужно оценить свои ресурсы — таланты, образование, знания, навыки, связи. Оценивая ресурсы, человек создает кубики, из которых потом сложится бизнес. Если вообще нет никакой идеи относительно будущего дела, но хочется «работать на себя», надо ходить на конференции, ездить на бизнес-стажировки. И ждать, когда внутри зазвонят колокола и скажут: «Это то, что тебе надо». Если человек не знает, каким бизнесом заниматься, возможно, ничем и не надо заниматься. Предпринимательство — это не его.

Попробовать себя в чужом бизнесе. В этой стародавней идее, что надо начинать с самых низов, чтобы руководить предприятием, по‑прежнему много мудрости. Нельзя начинать дело в той отрасли, в которой ты ничего не понимаешь. Современный бизнес достаточно сложен. Невозможно открыть пекарню и сделать ее успешной, если ты никогда этим не занимался. Открыть, конечно, можно, но это будет мучительно и сложно, а шансов на успех немного.

По-моему мнению, нужно идти в найм, даже если ты имеешь план стать великим бизнесменом в этой теме или отрасли. Надо посмотреть, как всe устроено изнутри и разобраться в специфике дела. Этого не опишет ни один учебник: пропускается слишком много важных нюансов.

Есть вариант взять франшизу, если ты не понимаешь ничего в этой предпринимательской отрасли. Во франшизу входит различная помощь (от владельцев бизнеса — примечание редакции) для понимания того, как устроен бизнес. Здесь тебя курируют, когда ты пытаешься расти.

Проживи месяц в мечте, потом все скорректируется. Найм или франшиза помогут понять, можешь ли ты рвать когти ради своего бизнеса, или тебе это не надо.

Тестировать, а не изучать исследования. Перед запуском бизнеса ни в какие данные теоретических исследований нельзя верить. На мой взгляд, опираться на них невозможно. В них много ошибок из‑за некорректности трактовок результатов. Пока проведут исследования, обработают их результаты, вся полученная информация устареет. Скорость изменений сейчас очень высока.

Поэтому самый правильный вариант — это тестирование. Есть у тебя идея, опробуй ее в малом формате. Это будет результативнее всех исследований. Если мы говорим про открытие кофейни, надо проверить, есть ли в конкретном месте спрос на кофе, и может ли будущий предприниматель управлять кофейней.
Чтобы научиться управлять, не обязательно это делать на собственные деньги. Нужно опять же идти в найм, чтобы проверять свои способности. Там тебя поддержат, помогут, и ты не понесешь убытков, не потеряешь квартиру, семью, как это иногда случается с предпринимателями.

Подбирая расположение будущей кофейни, надо искать по аналогии похожее место в другой части города. И изучать, как там ходят люди, как устроено кафе. Всегда есть с чем сравнить.

Посмотреть на опыт других. Имеет смысл разговаривать с ведущими игроками выбранной отрасли, потому что информация нужна. Но то, что ты из нее слепишь, зависит от тебя. Бизнес — это не наука. Тут есть огромная вариативность, целая куча факторов, влияющих на успех. И нет никакой формулы, гарантирующей эту успешность.

Следует изучать иностранный опыт. Страны по‑разному развивают те или иные отрасли, везде есть свои национальные особенности. Всегда можно что‑то посмотреть, углядеть и привезти к себе.

Я регулярно занимаюсь бизнес-стажировками в других странах. С них люди возвращаются, насмотревшись на другой опыт, в таком состоянии, когда полблокнота исписано тем, что нужно сделать. Они начинают с гораздо большей скоростью бежать вперед. Это драйвер роста и бизнес-креатив.

Ориентироваться на конкурентов. После запуска проекта нужно сравнивать себя с другими. Везде есть свои показатели и определенные нормативы. Внутри процесса можно быть супергероем или лузером, а чувствовать себя наоборот. Например, у тебя рост дохода 30 % каждый месяц. Вроде здорово. Но если все предприятия такого же профиля должны показывать в первый год рост в месяц 70 %, то ты кто? Ты второй год не переживешь.

Нельзя оценивать свой бизнес по внутренним ощущениям. Предприниматель должен иметь в своей отрасли общение с экспертами рынка. Иначе точки опоры не будет.
По ряду продуктов у потребителей зачастую нет сформировавшейся привычки. Предпринимателю важно запасаться терпением и деньгами, чтобы выдержать процесс привыкания его целевой аудитории. А затем — двигаться дальше.

Подготовка к делу: Проживи месяц в мечте, потом все скорректируется. Найм или франшиза помогут понять, можешь ли ты рвать когти ради своего бизнеса или тебе этого совсем не надо.

x
Login