Close

06.04.2018

Сделать бизнес на глазок

Прибор. «Видеоокулограф» состоит всего лишь из одной камеры высокого разрешения и двух источников света, которые располагаются слева и справа от пациента. Они периодически подают сигнал, за которым непроизвольно следит человек. Фото: «Видеоокулограф»

Офтальмолог разработала уникальный прибор для лечения зрения

Татьяна Усанова

Прибор «Видеоокулограф» появился из разработки для предоперационной диагностики нистагма, дефекта зрения, который характеризуется непроизвольным колебательным движением глаз. В 95% случаев нистагм лечится посредством хирургического вмешательства, которое не гарантирует полное излечение – спустя полгода после операции появляется риск повторного возникновения дефекта, и в этом случае он становится неоперабельным. Офтальмолог детского отделения глазных болезней одной из больниц Саратова Татьяна Усанова работала над технологией, которая позволит объективно отслеживать параметры нистагма – амплитуду и частоту.

«Уже при разработке прибора стало понятно, что нистагм удается еще и ликвидировать без операционного вмешательства, с помощью светового воздействия. По сути, это был побочный эффект при разработке диагностической системы. Теперь он помогает пациентам избежать операционных рисков», — рассказывает сооснователь проекта Лидия Усанова.

В итоге работы появился прибор «Видеоокулограф» и программное обеспечение, которые на основе AI, компьютерного зрения и машинного обучения позволяют за 10-12 процедур снизить амплитуду колебательных движений до нуля. Сам прибор состоит из камеры высокого разрешения и двух источников света, которые располагаются справа и слева от человека – они периодически подают сигнал, за которым непроизвольно следит человек.

150  тысяч рублей
средняя стоимость комплекса «Видеоокулограф» для клиник

«Видеоокулограф» с помощью специальной программы обрабатывает траектории микродвижения глаз, определяет амплитуду и частоту колебательных движений. Потом программа подбирает яркость и частоту светового воздействия, которое приведет к эффекту синхронизации: захвата частоты нистагма частотой внешнего светового воздействия. В результате дефект нивелируется. Идет накопительный эффект: с каждой процедурой показатель становится все меньше и меньше. Состояние больного улучшается, зрение повышается, человек уже может фокусироваться на одном предмете и не видит картинку размытой», — объясняет Лидия принцип действия.

Впрочем, для диагностики стационарный аппарат не нужен: любой пациент может отправить видео через технологическую платформу «Видеоокулографа» и получить протокол движения глаз, который можно вклеить в историю болезни. Конечно, видео должно быть качественным – не менее 120 кадров в секунду – но, как отмечает Лидия, сейчас все необходимые параметры видео может обеспечить, например, камера в смартфоне Sony Xperia.

Официально компания «Видеоокулограф» появилась в июне 2017 года; за первые месяцев существования было продано 12 комплексов в 9 медицинских центров, на еще 14 оформлен предзаказ. Создатели ожидают, что проект выйдет на безубыточность еще в первый год существования. «Сейчас мы вкладываем в продукт те средства, которые получаем с продаж. Это социально-направленный проект, и сейчас основная задача не прибыль, а наращивание клиентской базы. Мы хотим получить хорошую репутацию на рынке, а уже дальше будем заниматься масштабированием», — рассказывает Лидия. Среди ближайших планов – территориальная экспансия: после запуска в России и СНГ планируется начать работу в Германии, Венгрии, Дании и Швейцарии.

Эффективность метода «Видеоокулографа» подтвердили клинические исследования базе Клиники глазных болезней СГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ, Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца и МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова. А что важнее – более 200 пациентов, уже прошедших лечение: повторные осмотры (они проводятся спустя 6 и 12 месяцев) показали, что эффект от лечения сохраняется.

«Динамика по пациентам уже поражает, потому что и операционное вмешательство, в принципе, практикуется не так долго – несколько десятков лет. До этого нистагм не лечился никак, и на зрении пациентов с таким дефектом ставился крест. Сейчас стало возможным излечиться уже без каких-либо рецидивов», — отмечает соосновательница проекта.

***

В разработку комплекса было вложено около 4 миллионов рублей, в том числе гранты, призовые деньги и личные средства основателей. За плечами проекта — победы и призовые места на ряде салонов, конкурсов и акселераторов. Среди последних — приз питч-баттла LEAN in EU WBAs 2018 в Афинах.

x
Login